Соликамск. Маршрутами Великой Северной экспедиции

Соликамск, Тур

Аудио

Бабиновская дорога и Верстовой столб
Богоявленская церковь (Музей древнерусского искусства)
Ботанический сад Демидова
Воскресенская церковь
Дом воеводы
Людмилинская скважина
Музей истории соли
Соборная площадь (соборная колокольня)
Спасская и Архангельская церкви
Усадьба Турчаниновых

1. Бабиновская дорога и Верстовой столб

2. Богоявленская церковь (Музей древнерусского искусства)

3. Ботанический сад Демидова

4. Воскресенская церковь

5. Дом воеводы

6. Людмилинская скважина

7. Музей истории соли

8. Соборная площадь (соборная колокольня)

9. Спасская и Архангельская церкви

10. Усадьба Турчаниновых

1. Бабиновская дорога и Верстовой столб

До конца XVI века дороги в Сибирь не существовало, путь шёл по рекам и волокам. Тогда Фёдор Иоаннович приказал построить дорогу, которая шла бы прямо от Соликамска до Верхотурья. Проведал и построил прямую дорогу крестьянин Артемий Бабинов в 1597 году. В честь него она и получила своё название. И с декабря того года пошли по Бабиновской дороге первые обозы. Путь до Верхотурья занимал 8–10 дней. Бабинов до конца жизни следил за содержанием «своей» дороги, нулевым километром которой считается Соборная колокольня – символ Соликамска.

Строительство дороги велось на протяжении двух лет. По царскому указу Бабинову выделили крестьян – они расчищали и обустраивали дорогу, а ещё прокладывали мосты через реки, встречавшиеся на пути. Протяжённость дороги составила 260 вёрст. В 1597 году она уже дошла до верховьев реки Туры. Позже на том месте был основан город Верхотурье. Дорогу хорошо защитили, построив караулы: Растетский, Павдинский, Лялинский и другие. Бабиновская дорога сыграла важную роль в освоении Сибири, долгое время она единственная соединяла европейскую часть России с Азией. В 1712 году на Бабиновской дороге появились верстовые столбы. Верстовой столб – символ начала дороги. Столбовые дороги были главными в Российском государстве. Столбовой с этого времени стала и наша Бабиновская дорога. По ней доставлялись царские указы и почта, а крестьяне отправлялись на поиски свободных земель. Но строились и другие дороги, открывались новые пути. В 1735 году был построен более удобный Сибирско-Московский тракт, и, с закрытием внутренних таможен в 1763 году, Бабиновская дорога утратила своё значение. Недавно был установлен памятник – Верстовой столб Бабиновской дороги как память о том, какую важную роль она сыграла в развитии города. 

В 1725 году по Бабиновской дороге на восток отправились участники Первой Камчатской экспедиции. В Соликамск они прибыли, по сообщению самого капитана Беринга, по пути через Вологду, Тотьму, Устюг Великий, Соль Вычегодскую.

2. Богоявленская церковь (Музей древнерусского искусства)

Участники Великой Северной экспедиции по достоинству оценили величие храмового ансамбля Соликамска. Один из наиболее интересных его объектов – Богоявленская церковь, памятник архитектуры федерального значения.

Церковь была основана в 1687 году на месте сгоревшей деревянной церкви во имя папы Римского Климента IV. Прежняя церковь не раз страдала от пожаров, поэтому-то и решили возвести на её месте новую, каменную. 

Строилась Богоявленская церковь на средства прихожан. А прихожане были именитые, среди них – солепромышленники Суровцевы, Ростовщиковы, Ануфриевы, а также торговые гости Шорины. Их щедрые вклады позволили быстро возвести храм. В 1691 году освятили зимний придел во имя иконы Владимирской Божией Матери. В 1695 был освящён основной храм, летний. В 1770 году здесь появился ещё один придел – святых Антония и Феодосия Печёрских. 

Построен храм в стиле московского барокко. Фасады украшает каменная резьба. Церковь пятиглавая, когда-то на ней было установлено 16 колоколов. Храм отличает богатое наружное оформление, но самое главное – в нём сохранилось великолепное собрание икон XVII–XIX веков. Это один из немногих случаев в храмах Верхнего Прикамья, когда удалось сохранить подлинный иконостас и иконы. Подписная икона «Богоматерь Одигитрия» – работа иконописца Артемия Кузнецова. Богоматерь Одигитрия – один из древнейших типов изображения Богородицы, восходящий к первому иконописцу – апостолу Луке. 

В настоящее время в Богоявленской церкви находится Музей древнерусского искусства, где сохранилась историческая святыня Соликамска – складень Николая Чудотворца, посланный в город Иваном Грозным в 1552 году для защиты от вражеских набегов. Почти четыре века икона считалась самой ценной реликвией Соликамска. Впервые музей обосновался здесь в 1934 году, когда был ликвидирован приход. Во время Великой Отечественной войны Богоявленскую церковь вернули Русской православной церкви, и богослужения в ней велись до 1962 года. За эти годы церковь неоднократно перестраивалась и реставрировалась. В 1962 году, по указу Хрущёва, её вновь передали музею, и сегодня ей возвращён первоначальный облик. В 1989 году в здании открылся Музей древнерусского искусства с отреставрированной коллекцией икон. Первая экспозиция «Художественная культура Прикамья XVII–XIX веков» была представлена в том же году. Сегодня в музее можно увидеть образцы декоративно-прикладного искусства, скульптурной пластики и иконописи.

3. Ботанический сад Демидова

Участники Второй Камчатской экспедиции тесно общались с жителями Соликамска. Известно, что в декабре 1742 года Миллер и Гмелин побывали в доме заводчика Григория Акинфиевича Демидова (1715–1761), который владел в городе солеварнями и имел свою аптеку, а также известен как основатель одного из первых в России частных ботанических садов.

Сад был заложен в начале 30-х годов XVIII века в селе Красном близ Соликамска. Здесь Демидов к 1761 году построил 12 оранжерей и высадил в них заморские диковинки. Очевидцы были поражены красотой и необычностью растений. В своём дневнике Гмелин писал: «Демидов – большой любитель естественных наук, особенно науки о растениях, большое количество которых он не только сушит в бумагах, но и содержит изящный сад, который стоит ему немалых расходов».

В апреле 1746 года через Соликамск возвращался в Петербург ещё один участник экспедиции – врач, ботаник, этнограф, географ, зоолог Георг Вильгельм Стеллер. Он вёз с собой 80 видов сибирских растений, и, поскольку наступила весна, ему срочно нужно было высадить их в грунт, чтобы коллекция не погибла. Именно у Демидова нашлась подходящая площадка. Для Григория Акинфиевича это был период новых открытий. Со Стеллером он совершил путешествие до самых Уральских гор. На всём пути они изучали растительный мир Прикамья. Встреча со Стеллером побудила Демидова начать переписку с основателем системной ботаники Карлом Линнеем. После смерти Стеллера Демидов стал единственным владельцем его коллекции и лично передал её в Петербургскую академию наук.

В 1761 году ботанический сад Демидова в селе Красном перешёл по наследству его сыну Александру. Академик Лепёхин посетил ботанический сад в 1771 году, в своих заметках он пишет, что отметил 500 видов растений, но список этот неполный. Позже часть коллекции была продана в Москву, а сам сад вместе с селом – заводчику Турчанинову. Сегодня на территории бывшего села жилой район Соликамска. Место старого ботанического сада указывает церковь Иоанна Предтечи с высокой колокольней, построенная в 1721–1772 годах.

4. Воскресенская церковь

Здание, в котором разместились выставочный зал и отдел фондов Соликамского краеведческого музея, когда-то являлось одним из богатейших и красивейших городских храмов. На Воскресенской площади проходят практически все главные мероприятия Соликамска, но не все местные жители знают, что площадь названа в честь Воскресенской церкви.

Воскресенская церковь расположена рядом с Троицким собором и колокольней. Рождественская церковь сгорела в 1711 году, на её месте возвели каменную, а в 1714–1752 годах пристроили к ней Воскресенскую. В ней летний и зимний храмы объединены: зимний Рождественский и летний Воскресенский, а на них всё как положено – одна и пять главок соответственно, которые до наших дней, к сожалению, не сохранились. Все постройки возводились на средства прихожан. Церковь стояла на подклете, где были устроены склады купеческих товаров. В одном из помещений подклета находилась часовня святой великомученицы Параскевы. Приход Воскресенской церкви был очень богат: большинство его прихожан составляли именитые купеческие фамилии. Помимо них, вклады делали приезжавшие в Соликамск и следовавшие через него по Бабиновской дороге в Сибирь и назад путешественники и торговцы, заказывавшие молебны «на обережение в пути». 

Здесь же, в одном здании, была и своя колокольня – трёхъярусная. Её стиль можно назвать уральским барокко. Ни главки, ни колокольня не сохранились – в 1930 году церковь закрыли, а их разрушили в 1934-м. Впоследствии в здании располагалась обувная фабрика. С 1994 года здесь находится краеведческий музей. 

Церковь эта стоит у самого начала Бабиновской дороги, поэтому все, кто отправлялся в далёкий и нелёгкий путь из Соли Камской в Верхотурье, именно здесь ставили свечи, делали вклады, заказывали молебны, чтобы дорога была удачной.

5. Дом воеводы

Воеводство в Соликамске имеет историю более долгую, чем Дом воеводы: с 1613 по 1780 год 74 воеводы управляли городом.

В конце XVII века, когда Соль Камская была одним из 30 крупнейших городов России, назначение сюда на воеводство считалось делом почётным и прибыльным. Воеводы представляли царскую власть в регионе, управляли огромной территорией в границах современного Пермского края. Они ведали почти всеми сторонами местной жизни – следили за сбором налогов и пошлин, вершили суд и расправу, вели военные и полицейские дела. 

Дом воеводы – самое старое каменное здание Соликамска, является древнейшим памятником гражданской архитектуры всего Урала. Его построили для приказной избы в период с 1673 по 1688 год. Царь Алексей Михайлович разрешил поставить каменную приказную избу вместо сгоревшей в пожаре. Строился дом как гражданский объект, но имел и оборонное значение, поэтому оснащён толстыми стенами с бойницами. По легенде, в здании есть несколько подземных ходов, связывающих Дом воеводы с Кашкиным лесом и рекой Усолкой. 

Изначально здание было одноэтажным и представляло собой приказную избу, т. е. являлось административным центром Соликамского воеводства, местом работы воеводы и его служителей. В начале XVIII века был достроен второй этаж. В 1781 году воеводство в Соликамске, указом императрицы Екатерины II, было упразднено. Всё управление перевели в новый губернский город Пермь. Освободившееся здание сначала купил солепромышленник Суровцев, потом купцы Зыряновы. Впоследствии здесь жили судейские чиновники. С 1870-х годов размещалась земская больница, в начале ХХ века – тюрьма. В 1933 году здание, как памятник архитектуры, было передано незадолго до того созданному краеведческому музею. К этому времени оно утратило всю свою декоративную привлекательность – сменявшие друг друга хозяева убрали крыльцо и на его месте соорудили деревянную пристройку, стесали оконные наличники, заложили часть окон и бойницы. 

Во время Великой отечественной войны Дом воеводы передали под эвакогоспиталь – в нём размещался штаб последнего, склад и общежитие медсестёр. Лишь в 1958 году смогли приступить к плановой реставрации, автором проекта был архитектор Ю. М. Сидоров. 

В настоящее время в здании размещаются экспозиции краеведческого музея.

6. Людмилинская скважина

В центральной части современного Соликамска уже мало что напоминает о процветавшем здесь некогда солеварении. Единственное, что сохранили берега реки и время, – это рассолоподъёмные трубы. Самая известная из них – Людмилинская скважина, её возраст – чуть более века. Находится скважина на левом берегу Усолки, подъехать к ней можно по улице Герцена. Раньше на этом месте располагался Троицкий солеваренный завод.

А примечательна эта скважина тем, что в 1906 году при её бурении был обнаружен большой пласт горькой соли жёлто-красного цвета. Соль эту нашёл техник Троицкого сользавода Николай Рязанцев. Образцы находки были показаны специалистам, и в 1910 году провизор местной аптеки Власов обнаружил в найденной соли значительное количество калия с примесью железа, это и придавало ей горький вкус, делая непригодной в пищу. В том же году скважину оборудовали насосом, она стала действующей и работала до 1923 года, когда после гражданской войны Соликамский (Троицкий) завод был закрыт. Величайшая находка позволила начать освоение крупнейшего в стране Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Скважина была названа в честь жены сользаводчика. Интересный факт – изначально Людмилинскую скважину бурили не только для добычи соли. Конкуренция на соляном рынке России росла, а Соликамск сдавал свои позиции. Поэтому промышленники приняли решение осваивать новые способы добычи соли, пригласили даже специалистов по бурению и разведке. Они-то и начали бурение разведочной скважины с целью получить данные о соляных пластах. 

Из скважины до сих пор вытекает соляной рассол. В городе даже поговаривают, что он обладает удивительными свойствами, улучшает самочувствие и лечит недуги.

7. Музей истории соли

Для того чтобы познакомиться с тем, как в Соликамске варили соль, нужно отправиться в северную часть города – на Усть-Боровской солеваренный завод. Сейчас это Музей истории соли, открыли его в 1986 году.

Завод был основан в 1878 году купцом Александром Рязанцевым. Вплоть до 1918 года им владели представители этой семьи. В музее сохранилась вся технологическая цепочка солеваренного производства, начиная от оборудования и заканчивая производственными помещениями. Это рассолоподъёмная башня, где находятся матичная труба и насос, соляной ларь (ёмкость для хранения рассола), варница и соляной амбар. Музей располагается под открытым небом. 

Рязанцев основал завод на земле местных крестьян, но он не только арендовал землю, но и обязался взять на себя расходы на образование и медицину, а также предоставить жителям рабочие места. Завод построили за четыре года, а к началу XX века он стал одним из крупнейших промышленных предприятий Прикамья. 

Гмелин посетил множество солеварен и колодцев в Соликамске и почти каждую описал в своём дневнике – он был восхищён качеством соли и процессом соледобычи. Вот что он пишет: «Потому что здесь большое количество солеварен и здешняя, вообще вся пермская, соль считается лучшей в России, хотя это не всегда верно, я приложил много усилий, чтобы получить полное представление о здешнем солеварении, и для этого посетил не только колодцы, но и солеварни и что мне показалось важным записал. А так как смею надеяться, что эти сведения некоторым моим читателям будут небезынтересными, сообщаю свои первые записки, как они мне попали на перо». И далее он даёт краткое описание 48 скважин.

8. Соборная площадь (соборная колокольня)

Соборная колокольня, расположенная в самом центре Соликамска, уже стала символом города.

Она относится к двум соборам Соликамска: летнему Троицкому и зимнему Крестовоздвиженскому. Строительство колокольни началось в 1713 году на средства соликамцев и государево пожалованье. Строили её долго и не без трудностей, зато после окончания строительства она стала украшением города – высотой 60 метров, с колокольным ансамблем в 12 колоколов. В ходе работ произошёл крен, и это стало одной из особенностей постройки. 

Несмотря на то что Соборная колокольня являлась звонницей центральных соликамских соборов, она никогда не была только церковным сооружением. Звонницу поставили на каменных палатах, гражданском здании, на двух этажах которого в разное время располагались магистрат, духовное правление и духовное училище, городская дума, суд, а в подклете – то склады торговые, то арестные камеры – тюрьма. Под колокольней размещалась воеводская канцелярия, где в 1742 году профессор Миллер работал над Соликамским и Чердынским архивами. В здании бывали известные в России люди: доктор медицины Г. Д. Мессершмидт, по заданию Петра I изучавший Сибирь, участники Камчатских экспедиций, историограф русского флота В. Н. Берх, ссыльные князья В. В. Долгоруков, А. Д. Меншиков, граф Р. Левенвольде. 

В 30-х годах ХХ века в колокольне располагались различные организации – типография, склад, мастерские, даже спичечная фабрика. В 1950–60-х годах жили рабочие реставрационной мастерской, а в 1980-х находилась сама мастерская, наряду с управлением Соликамского лесхоза. Только в 1986 году было принято решение передать соборную колокольню краеведческому музею. С 1989 года в здании располагается музей природы.

Соборная колокольня является центром Соборной площади. Здесь же начинается Бабиновская дорога, по которой следовали в Сибирь и обратно участники Первой Камчатской экспедиции. На Соборной площади расположены Крестовоздвиженский собор, Воскресенская церковь, Троицкий собор. Некоторые из них упоминает в своём путевом дневнике профессор Иоганн Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции.

9. Спасская и Архангельская церкви

В давние времена в Соликамске был свой деревянный кремль с деревянными храмами. В 1672 году все храмы уничтожил пожар. Экономический подъём в городе способствовал постройке на месте деревянных храмов новых церквей. Спасский храм был воздвигнут первым, в 1691 году.

Он летний, пятиглавый, имеет два придела. Построили Спасскую церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1761 году обновили иконостас, все работы выполнили местные мастера. В 1930-х годах храм закрыли, в здании разместили рабочее общежитие, а с 1938 года – управление Усольлага. В наши дни храм является памятником архитектуры федерального значения, он снова открыт для верующих, числится приходским, в нём проводятся богослужения. 

В непосредственной близости от Спасской церкви находится Архангельская. Её построили на средства прихожан на месте сгоревшего храма. Освятили Архангельскую церковь в 1725 году. Она зимняя, тёплая и является приходом Спасской церкви, которая раньше зимой не отапливалась. Архангельская церковь, как и Спасская, в 1930-е годы была закрыта, здание передали в распоряжение НКВД. Внешне церковь смотрится просто, декоративные детали почти отсутствуют, а внутренняя отделка до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Архангельская церковь также является архитектурным памятником федерального значения. Когда-то этот ансамбль дополняла колокольня, но и она не сохранилась. В настоящее время церковь передана епархии. Расположены обе церкви в историческом центре города.

10. Усадьба Турчаниновых

В 1737 году в семью солепромышленников Турчаниновых принят был иркутский купец Алексей Фёдорович Васильев. Его покойный тесть всего в жизни добился сам и оставил о себе в Соли Камской добрую память: Троицкий медеплавильный завод и церковь Михаила Малеина в мужском монастыре, да вот наследников по мужской линии бог ему не дал. А потому Васильев вошёл в семью с принятием фамилии Турчанинов – для продолжения рода и с условием, чтобы жил в Соликамске и вступил в дом тестя и в произведение соляного промысла, а также медного и винокуренного заводов.

Алексей Фёдорович отправлялся в Соликамск, имея три цели: стать богатым, известным и знатным. И он своих целей достиг. Богатство ему принесла женитьба, а всё остальное – его талант предпринимателя. Он не только привёл в порядок турчаниновское богатство, но и приумножил его. При Троицком медеплавильном заводе была открыта фабрика медной посуды, даже императрица восхищалась богато украшенным столовым сервизом. В 1758 году Алексей Фёдорович получил во владение Сысертский, Серверский и Полевской заводы в Екатеринбургском округе. 

Усадьба Турчаниновых состоит из трёх каменных зданий: господского, служебного и хозяйственного домов. Имелся и ряд деревянных построек и сад с оранжереями, которые не сохранились. После получения во владение казённых заводов в Екатеринбургском округе и последовавшего затем закрытия своих предприятий в Соликамске Турчанинов превратил усадьбу в «загородное имение» – здесь его семья отдыхала и принимала гостей. 

После смерти А. Ф. Турчанинова в усадьбе жили его наследники: вдова с пятью дочерьми и тремя сыновьями. Постепенно дети обзавелись своими семьями, разъехались и начали делить соликамское имение. В результате более чем 20-летнего дележа имение разорилось. С начала XIX века здания турчаниновской усадьбы сдавались в аренду различным учреждениям – Соликамскому городскому магистрату, народному училищу, частным лицам. 

В декабре 1742 года в Соликамск приехал академический отряд Великой Северной экспедиции во главе с профессорами Иоганном Гмелиным и Герхардом Миллером. Во время своего путешествия Гмелин делал путевые заметки, которые затем были опубликованы в книге «Путешествие в Сибирь», изданной в Гёттингене (Германия) в 1751 году. В Соликамске он встретил Турчанинова и вот что написал о нём: «Здесь мы познакомились также с другим учтивым человеком, а точнее с господином Турчаниновым. Когда мы были в 1735 на китайской границе, мы восхищались этим ловким созданием. Он тогда служил на таможне, но за это время, благодаря богатой женитьбе, оказался в чрезвычайно выгодном положении. Он имеет различные медные заводы недалеко и подальше; владеет здесь различными солеварнями, имеет прекрасный, для Соликамска, изящный дом». Из заметок Гмелина можно сделать вывод, что они с Турчаниновым много общались, обсуждали промышленность, а Гмелин даже попробовал изготовить «полоскательную миску». Гмелин посетил большое количество солеварен (более 40) и был восхищён как качеством пермской соли, так и самим процессом соледобычи.

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх