Сергей Павлович Дягилев

Пермь, Тур

Аудио

Благородное собрание
Вознесенская площадь
Городской театр
Гостиный двор
Дом Дягилевых
Дом И. Р. Жмаева – Д. В. Дягилева
Мариинская женская гимназия
Мужская классическая гимназия
Рождество-Богородицкая церковь
Сергей Павлович Дягилев
Спасо-Преображенский кафедральный собор

1. Благородное собрание

2. Вознесенская площадь

3. Городской театр

4. Гостиный двор

5. Дом Дягилевых

6. Дом И. Р. Жмаева – Д. В. Дягилева

7. Мариинская женская гимназия

8. Мужская классическая гимназия

9. Рождество-Богородицкая церковь

10. Сергей Павлович Дягилев

11. Спасо-Преображенский кафедральный собор

1. Благородное собрание

Здание построено в 1830 году в стиле классицизма по проекту архитектора И. И. Свиязева.

Клуб, расположенный в здании, предназначался для элиты пермского общества, поэтому Благородное собрание именовали также Дворянским. Члены клуба должны были платить ежегодные взносы и соблюдать устав, который был опубликован в «Пермских губернских ведомостях» 4 августа 1874 года. Женщинам полагалось посещать Благородное собрание исключительно в бальных платьях, а мужчинам – во фраках. 

На сцене клуба проводились благотворительные концерты музыкального кружка, основателем которого был Иван Павлович Дягилев, юрист, виолончелист, концертмейстер, председатель Осинской уездной земской управы и дядя будущего великого импресарио Сергея Дягилева. А его отец, Павел Павлович Дягилев, был старшиной музыкального кружка, обладая прекрасным тенором, пел в дуэтах, трио и квартетах. О Елене Валерьяновне Дягилевой, второй жене Павла Павловича, писали, что «благодаря своему голосу она ещё долго останется первенствующей певицей в нашем музыкальном кружке». 

Приходившаяся тётей Сергею Дягилеву Александра Валерьяновна Панаева-Карцова была солисткой Мариинского театра. 1 октября 1889 года она посетила Пермь, чтобы принять участие в благотворительном концерте, все собранные деньги от которого поступили Пермскому отделению Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. Программу каждого концерта организаторы составляли самым тщательным образом, подбирая для репертуара произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шумана… Особой популярностью и любовью горожан пользовалась опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), поэтому в общей сложности члены кружка поставили её более 50 раз. Без преувеличения можно сказать, что музыкальные субботы в Благородном собрании стали излюбленным способом проведения досуга пермяков.

2. Вознесенская площадь

До 1917 года Вознесенская площадь в Перми располагалась на пересечении улиц Вознесенской и Обвинской (ныне Луначарского и 25 Октября).

На карте Перми 1808 года эта площадь обозначена как Сенной рынок. Здесь шла торговля дровами, сеном, деревянной посудой. После постройки в центре площади храма Воскресения Христа Спасителя Сенной рынок перенесли на то место, где сейчас располагается Октябрьская площадь. Площадь с новым храмом получила название Вознесенской, хотя в народе её называли Воскресенской. 

Красивейшая церковь во имя Воскресения Христова и Св. Благоверного Александра Невского была памятником освобождения крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 года. Построили её исключительно по инициативе и на средства крестьян по проекту губернского архитектора Григория Павловича Летучего. 

Дед Сергея Дягилева, Павел Дмитриевич, будучи успешным купцом и видным общественным деятелем, входил в комитет по сбору средств на строительство церкви, и как свидетельствуют строки из газеты «Пермские губернские ведомости», в этой же церкви его отпели в январе 1883 года и похоронили на Архиерейском кладбище. 

Каменная Воскресенская церковь функционировала меньше века: в 1935 году её закрыли, а уже к 1940-м годам разрушили. Сейчас на этом месте проезжая часть, перекрёсток оживлённых улиц, чьи названия связаны только с советским прошлым.

3. Городской театр

Семья Дягилевых славилась особым отношением к театру. В 1870 году дед Сергея Дягилева, Павел Дмитриевич, инициировал в городской думе вопрос о строительстве каменного здания для городского театра и лично внёс 4300 рублей, по тем временам вполне солидная сумма.

Проектировали здание театра архитекторы Р. О. Карвовский и В. В. Попатенко. Строительство завершилось в 1880 году. Реконструкция потребовалась лишь спустя 80 лет, в 1959 году (архитекторы С. С. Андреев и Д. Я. Киржаков). 

Все Дягилевы были постоянными посетителями театра, на сцене которого в любительских спектаклях и литературно-музыкальных вечерах выступали родители Сергея – Павел Павлович и Елена Валерьяновна, дядя – Иван Павлович и его тётушки. По свидетельству современников, Сергей Дягилев часто посещал вечерние спектакли театра, хотя гимназистам это было запрещено, чтобы не быть на виду, он следил за происходящим на сцене из партера. В 1887 году гимназист Дягилев пишет своей мачехе: «Я всё время провожу в игре на фортепиано и чтении… Мне было очень жаль, что я не услышу оперу, которая наверняка будет несколько дней в Перми (ведь ты знаешь, как я ею дорожу)». 

Сегодня Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского является достойным преемником добрых традиций, заложенных семьёй Дягилевых, и реализует множество разноплановых проектов, самым масштабным из которых является международный Дягилевский фестиваль.

4. Гостиный двор

Первые упоминания о пермском Гостином дворе встречаются в летописях второй половины XVIII века.

Хотя первый каменный корпус, построенный взамен деревянных строений, появился в 1804 году. Он представлял собой замкнутый прямоугольник и включал крытую галерею, где располагались многочисленные торговые ряды и мануфактурные и галантерейные лавки известных купцов России. Перед лавками имелась крытая галерея для прохода покупателей и торговли с лотков. 

С 1800 по 1802 год Гостиный двор на Торговой площади строил тесть прадеда Сергея Дягилева Иван Романович Жмаев, коллежский асессор, пермский купец первой гильдии, городской голова в период с 1802 по 1805 год, управляющий Невьянскими заводами Яковлева. Из 60 торговых лавок Гостиного двора 11 принадлежали Жмаеву. С 1807 года эти лавки унаследовал Дмитрий Васильевич Дягилев, а в 1820-е годы их продали купцам. 

Каменное здание Гостиного двора и часовня Николая Чудотворца, находившаяся внутри торговых рядов, которые хорошо сохранились к началу XX века, были разобраны в 1929 году. На месте Гостиного двора появился театральный сквер. С 1994 года он носит имя Сергея Дягилева.

5. Дом Дягилевых

В этом доме провёл свои детские и юношеские годы Сергей Павлович Дягилев, выдающийся деятель мирового искусства, организатор художественного объединения и журнала «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и антрепризы «Русский балет».

Атмосфера и обстановка дома способствовали формированию творческой личности будущего импресарио. Дядя Сергея, Иван Павлович, был юристом, земским деятелем и профессиональным музыкантом, учеником К. Шуберта и А. Рубинштейна, основателем Пермского музыкального кружка. Отец Сергея, Павел Павлович, кавалергард, был одарённым музыкантом-любителем и всё свободное от военной службы время отдавал музыкальным занятиям, участвуя в спектаклях и концертах. «Пермскими Афинами» называли этот дом в конце XIX века, здесь царила атмосфера страстного преклонения перед искусством. Здесь по четвергам собиралась пермская интеллигенция: музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли, ставили «живые картинки». 

Старинному особняку более 150 лет. Этот единственный сохранившийся родовой дом Дягилевых ныне принадлежит гимназии им. С. П. Дягилева, выступившей инициатором проекта по увековечению памяти о Дягилевых. В 1987 году был создан мемориальный музей «Гостиная Дягилевых» и установлен барельеф с мемориальной доской С. П. Дягилеву (скульптор Н. Хромов). В 1990 году был создан культурный фонд «Дом Дягилева», деятельность которого направлена на возрождение духовных и культурных традиций Перми, семьи Дягилевых, сохранение мемориального родового дома и преобразование его в музей мирового значения. К 135-летнему юбилею со дня рождения в доме на Сибирской, 33, скульптор Э. Неизвестный установил памятник выдающемуся театральному деятелю, гражданину мира – Сергею Павловичу Дягилеву.

6. Дом И. Р. Жмаева – Д. В. Дягилева

Каменный одноэтажный дом с подвалом построен в начале ХIХ века по проекту архитектора Васильева.

Его владельцем был тесть прадеда Сергея Дягилева Иван Романович Жмаев, промышленник и меценат, пермский бургомистр, а затем и городской голова. Кроме 11 лавок Гостиного двора Жмаеву принадлежали каменные здания, занимавшие всю западную сторону нынешней Театральной площади и часть Петропавловской и Торговой улиц. 

На углу улицы Петропавловской располагался его внушительный одноэтажный дом с богатым садом и большой оранжереей, в которой на удивление пермякам и зимой плодоносили абрикосовые и персиковые деревья, а также виноградные кусты. Оранжерею разделяла на две половины круглая, в виде башни с куполом, каменная двухэтажная беседка, на её стенах были изображены ландшафты, на потолках – резвящиеся нимфы и амуры. 

После смерти Жмаева в 1807 году дом унаследовала его дочь, Мария Ивановна, жившая там с мужем – пермским губернским казначеем Дмитрием Васильевичем Дягилевым. В этом доме выросли две их дочери и три сына, в том числе дед Сергея Дягилева, Павел Дмитриевич. Дягилевы прожили в доме 34 года, а потом продали его купцу Смышляеву.

7. Мариинская женская гимназия

В середине XIX века в России появилось несколько женских училищ и гимназий, у которых было общее название – Мариинские.

Всё потому, что широкому распространению женского образования в России активно способствовала жена императора Александра II императрица Мария Александровна. Вот и в Перми в 1884 году было заложено каменное двухэтажное здание по проекту ирбитского архитектора Ю. О. Дютеля под нужды Пермской Мариинской женской гимназии. Её попечителями состояли Елена Валерьяновна и Павел Павлович Дягилевы. 

В день освящения здания гимназии – 12 июня 1887 года – Е. В. Дягилева принимала участие в торжественной встрече великого князя Михаила Николаевича. Почётная попечительница Е. В. Дягилева оказала немалое влияние на развитие интереса учениц к художественно-артистическим занятиям, устраивая вокально-музыкальные вечера и благотворительные концерты. В гимназии учились двоюродные сестры Сергея Дягилева – Женя Дягилева и Саша Антипова. 

Здесь выступал и Сергей Дягилев. В разделе хроники «Пермских гyбернских ведомостей» за 10 февраля 1890 года читаем: «7 февраля в актовом зале Мариинской женской гимназии состоялся детский литературно-музыкальный вечер с участием членов музыкального кружка. Исполнено было несколько серьёзных музыкальных пьес, например концерт для фортепиано Шумана – учеником Дягилевым».

8. Мужская классическая гимназия

Гимназия построена в 1845–1848 годах на месте бывшего народного училища, сгоревшего в 1842 году во время крупного городского пожара. В 1871 году гимназия стала классической и стала называться в честь царя Александра I.

Здесь учились сыновья семьи Дягилевых, в том числе будущий великий импресарио. Годы учёбы Сергея Дягилева в гимназии (с 1883 по 1890) заложили основу его будущей профессии, укрепили его в желании связать свою жизнь с искусством. Он мечтал быть артистом, потому охотно участвовал вместе с родственниками в ученических концертах, которые устраивались в мужской и женской гимназиях: играл на фортепиано, пел, с успехом исполнял роль Несчастливцева в пьесе А. Н. Островского «Лес», пробовал свои силы в сочинении музыкальных произведений разных жанров. 

«Пермские губернские ведомости» от 13 марта 1882 года сообщают: «Состоявшийся 7 марта, в зале мужской гимназии, духовный концерт любителей, в пользу воспитанников и воспитанниц пермских гимназий, имел огромный успех. <…> Хорами управляли регент архиерейского хора отец Иоанн Никитин и П. П. Дягилев. Соло были исполнены замечательно талантливою певицей Е. В. Дягилевою». 

А в программе вечера 4 марта 1888 года указано: «Соло для фортепиано: а) вальс Шопена, б) романс Рубинштейна; исполнил ученик VI класса С. Дягилев». 

В списках выпускников мужской классической гимназии даются такие биографические сведения: «Дягилев Сергей. Родился 19 марта 1872 г. в местечке Селищенские Казармы Новгородской губернии; вероисповедания православного, поведения отличного». Окончив пермскую гимназию в 1890 году, 18-летний Сергей Дягилев отправился в Петербург и, параллельно обучаясь музыке у Н. А. Римского-Корсакова, поступил на юридический факультет.

9. Рождество-Богородицкая церковь

Здание храма Рождества Пресвятой Богородицы было заложено по архиерейской грамоте, полученной в октябре 1787 года. Кирпичная одноэтажная церковь строилась на добровольные пожертвования купцов. Это было второе церковное каменное здание Перми.

В 1816 году освящён главный предел вo имя Рождества Богородицы. Церковь действовала до 1928 года. Красивейший храм, когда-то бывший одним из главных украшений города, несколько раз перестраивался в советское время. В декабре 1928 года демонтировали колокольню, в 1933 году купол разобрали и заменили скатной кровлей. В апреле 2009 года здание вернули Пермской епархии Русской православной церкви. 

Во дворе Рождество-Богородицкой церкви на средства семьи Дягилевых было построено каменное одноэтажное здание больницы для бедных, пациенты которой содержались на средства Дмитрия Васильевича Дягилева. В своих «Записках» от 24 мая 1808 года он отметил: «…в день памяти покойного родителя нашего Ивана Романовича открыта начатая им, а мною увенчанная и достроенная больница для бедных. <…> Прошу Бога, чтоб сие наше пожертвование приносило бы столько пользы для бедного человечества, сколько нашего есть усердия исполнить обязанность в помощи ближним». Позднее, в 1821 году, Дмитрий Васильевич пожертвовал этот дом церкви для проживания священнослужителей.

10. Сергей Павлович Дягилев

«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

Эти слова принадлежат талантливому театральному и художественному деятелю Сергею Дягилеву, чьё имя, впрочем, для большинства людей связано напрямую только с балетом. Когда в августе 1929 года Дягилева не стало, люди у газетных киосков в Лондоне и Нью-Йорке восклицали: «Какая жалость! Я никогда не видел его танца». Более осведомлённые прекрасно знали, что грузный, малоподвижный Дягилев никогда не был ни танцором, ни хореографом, что его предназначение было более глобальным. Известная своей страстью к искусству и безупречным вкусом Жаклин Кеннеди назвала Дягилева «уникальным алхимиком истории искусства», чьей миссией было достижение взаимодействия искусств и связи восточной и западной культур. 

Русскую культуру Дягилев поддерживал и продвигал и как импресарио, и как основатель первого в стране художественного журнала. Совместно с художником Александром Бенуа он выпускал «Мир искусства», объединивший вокруг себя таких видных деятелей, как Врубель, Серов, Левитан и другие. Параллельно с редакторской и издательской деятельностью Сергей Павлович организовывал резонансные выставки, в 1897 году собрав немецких акварелистов, позже – экспозиции скандинавских, русских и финляндских художников. Но всеобщее признание, в том числе за рубежом, Дягилеву принесла организация «Русских сезонов» – самых известных театральных событий начала ХХ века в Европе. Он объединял вокруг себя множество талантливых людей с громкими, гениальными, а порой и дерзкими идеями, но, по словам Бенуа, «ни одна из затей не получила бы своего осуществления, если бы Дягилев не возглавил её и не привнёс бы туда своей энергии». 

Энергия Дягилева и спустя без малого столетие заряжает людей по всему миру на новые творческие проекты и сохранение добрых традиций, заложенных им. Сегодня мы предлагаем вам прогуляться по Перми, где Дягилев провёл свои детские и юношеские годы и архитектура которой хранит историю великого импресарио.

11. Спасо-Преображенский кафедральный собор

Спасо-Преображенский кафедральный собор, выстроенный в стиле русского классицизма, является самым крупным зданием старой Перми.

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско-Ласьвинского монастыря. Из этого же монастыря был привезён уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке. Отдельно стоящую 67-метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. 

Дягилевы постоянно присутствовали на праздничных богослужениях в соборе. Рядом с собором находилось Архиерейское кладбище, где были похоронены многие именитые пермяки, в том числе Дмитрий Васильевич, основатель пермской ветви рода Дягилевых и прадед Сергея Павловича Дягилева, его жена Мария Ивановна, Павел Дмитриевич и его жена Анна Ивановна и другие родственники. 

Собор был закрыт по постановлению Уральского облисполкома 23 ноября 1930 года. С 1931 года в нём размещается Пермская художественная галерея. Здесь в 1987 году, к 115-летию со дня рождения великого импресарио, состоялись первые Дягилевские чтения и выставка «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX вв.».

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх