Пермь. Великий чайный путь

Пермь, Тур

Как известно, чай попал в Россию из Китая во второй половине XVIII столетия. Его импорт в Москву начался с 1769 года. Чай производили в трёх китайских провинциях ‒ Гуйчжоу, Сычуань и Юньнань, а затем перевозили торговыми караванами на верблюдах и лошадях через Монголию в Россию и Европу.

Одна из восточных частей Сибирского тракта (от Москвы до Калгана – пограничной заставы у Великой Китайской стены) в старину называлась Великим чайным путём. По нему доставлялся дорогостоящий груз на знаменитую Нижегородскую ярмарку.

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в XIX веке использовался как для официальных поставок, так и для контрабанды. Одна из его ветвей проходила через Сибирь и далее шла на Пермь и Кунгур. Кунгур в то время считался чайной столицей страны благодаря деятельности своих знаменитых купцов Алексея Губкина, Александра Кузнецова и Михаила Грибушина.

Все кунгурские чаеторговцы имели в Перми свои конторы и чаеразвесочные фабрики. Товар доставлялся в Пермь сначала по Сибирскому тракту и водным маршрутом по Каме, а затем по железной дороге.

В 1904 году сыновья Михаила Ивановича Грибушина перевели главную контору своей фирмы «Грибушина наследники» в Пермь. Она располагалась около Чёрного рынка (современный адрес ‒ ул. Куйбышева, 14). Сейчас в этом здании находится администрация губернатора Пермского края.

Великий чайный путь сыграл большую роль в развитии нынешней столицы Прикамья. Со второй половины XIX века Пермь заметно преобразилась: здесь появились новые дома, дороги, церкви, образовательные учреждения, чаепитейные заведения. Это позволило городу на Каме укрепить экономические позиции и стать по-настоящему столичным.

Аудио

Гостиный двор
Дом Грибушиных
Маленький Китай
Пермская губернская казённая палата
Пермские трактиры
Пермь. Великий чайный путь
По воде и по «железке»
По той же самой, по дороге старой (улица Сибирская)
Торговая фирма «Грибушина наследники»
Чёрный рынок

1. Гостиный двор

2. Дом Грибушиных

3. Маленький Китай

4. Пермская губернская казённая палата

5. Пермские трактиры

6. Пермь. Великий чайный путь

7. По воде и по «железке»

8. По той же самой, по дороге старой (улица Сибирская)

9. Торговая фирма «Грибушина наследники»

10. Чёрный рынок

1. Гостиный двор

Особую роль в жизни Перми сыграл знаменитый Гостиный двор – место, куда как магнитом притягивало всех богачей и торговцев Пермской губернии. Каменный гостиный двор простоял на Торговой площади 125 лет (с 1804 по 1929 год). Он стал основным общественным заведением для продажи мануфактурных товаров, в том числе чая.

Первый гостиный двор в Перми был деревянным и находился на берегу Камы, однако в августе 1800 года вышел указ губернатора Карла Фёдоровича Модераха о строительстве каменного комплекса зданий для оптовой торговли. Гостиный двор строился вскладчину, на купеческие деньги по общепринятому образцу – с торговыми рядами, арками и крытой галереей в виде прямоугольника (как в Кунгуре, Костроме и Санкт-Петербурге). Руководил работами купец первой гильдии, городской голова Иван Романович Жмаев, лично вложивший основную часть средств. В 1804 году возведение каменного строения с высотой стен до четырёх метров было завершено. После 1812 года в центре гостиного двора появилась прекрасная часовня, освящённая в честь Николая Чудотворца в знак победы русской армии над Наполеоном. 

Гостиный двор имел очень удобное расположение: вблизи Камы, на пересечении Сибирского и Казанского трактов. В нём находились галантерейные, мануфактурные, бакалейные ряды (всего 60 лавок) именитых купцов – Любимовых, Каменских, Базановых, Марьиных. 

Продажей чая и сахара занимались братья Марьины. Иван Григорьевич Марьин был купцом первой гильдии, почётным гражданином Перми, первым руководителем Пермского городского общественного Марьинского банка, открывшегося в 1863 году. Кирилл Григорьевич Марьин являлся одним из крупнейших поставщиков китайских товаров в Москву, на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки. Завещал 13 тысяч рублей на организацию первого банка в Перми. 

Гостиный двор приносил хороший доход городской казне, ведь власти взимали с владельцев и арендаторов торговых лавок налог исходя из прибыльности торговли. После 1880 года налоговое законодательство изменилось – арендаторы лавок стали платить по четыре процента от стоимости земли. К 1904 году 31 торговая лавка из 60 уже принадлежала городской казне. В начале XX века часть лавок переоборудовали под ломбард. 

В 1878 году рядом с гостиным двором было построено каменное здание городского театра (ныне Академический театр оперы и балета им. Петра Ильича Чайковского). 

А в 1929 году здание гостиного двора как пережиток прошлого разобрали на кирпичи. Та же участь постигла и часовню в честь Николая Чудотворца. На месте бывших торговых построек был разбит сквер, установлены лавочки. Новый сквер сначала носил название «Комсомольский», затем «Театральный». С 1993 года ему присвоено имя выдающегося антрепренёра Сергея Павловича Дягилева.

2. Дом Грибушиных

Здание на улице Ленина, 13а, заслуживает особого внимания не только в «чайной» истории Перми. Этот дом играет центральную роль в архитектурном, историко-культурном, литературном значении.

Главная улица Перми ‒ улица Ленина (бывшая Верхняя, Орловская, Нагорная, Покровская) ‒ начала формироваться после 1759 года, а после пожара 1842 года известные купцы Любимовы, Бахаревские, Каменские стали строить здесь свои богатые дома. Не стали исключением и чаеторговцы Грибушины. Именно на улице Покровской находился знаменитый особняк Сергея Михайловича Грибушина. Это здание голубого цвета с лепным декором ‒ настоящая жемчужина архитектурного стиля модерн в центре современного города. 

На самом деле деревянный особняк был построен в 1895‒1897 годах для семьи чиновника Кашперова, затем был куплен сыном польского миллионера Викентием Поклевским-Козелл. В 1905 году дом приобрёл Сергей Грибушин и пригласил архитектора Александра Турчевича для его реконструкции. В результате деревянные стены дома были облицованы кирпичом, а фасады и интерьеры украшены растительным орнаментом, женскими маскаронами (скульптурными украшениями в форме головы анфас) и другими яркими элементами. Как в начале XX века, так и сейчас этот дом буквально завораживает окружающих. 

По преданию, лепщик Пётр Агафьин выбрал из семейного альбома Грибушиных разновозрастные фотографии одной из дочерей Сергея Михайловича и сделал по ним маскароны. Так на фасаде дома появилась зримая история взросления девушки. 

В особняке Грибушиных проходили музыкальные вечера, на которые собирались все сливки общества. Благодаря внутреннему убранству и дизайну в парадной гостиной была великолепная акустика. 

По мнению литературоведов, этот дом стал прообразом знаменитого «дома с фигурами» из гениального романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В частности, в романе были такие слова: «По Лариным щекам текли неощутимые, несознаваемые ею слёзы, как вода шедшего в это время дождя по лицам каменных статуй напротив, на доме с фигурами…» 

Надо сказать, что пермский дом «чайного короля» Сергея Грибушина пережил настоящий ренессанс. После смерти Грибушина и эмиграции членов семьи дом использовался как военный гарнизон, госпиталь, детское отделение городского противотуберкулёзного диспансера и детская больница. 

В 1987 году дом был передан в плачевном состоянии Пермскому центру Уральского отделения Российской академии наук. Люди, проводившие реставрацию особняка под руководством первого председателя центра Юрия Степановича Клячкина, совершили настоящий подвиг. Дом полностью восстановили не только снаружи, но и внутри. Благодаря этому титаническому труду был воссоздан первоначальный интерьер: лепные потолки, окна, обои, светильники, мозаичный паркет, мебель и камины. Работы на объекте продолжались почти 12 лет. При реставрации на фасаде дома установили наиболее уцелевший из женских маскаронов. Сегодня в особняке Грибушина снова проходят музыкальные вечера. 

Рядом с домом нашего знаменитого земляка, на перекрёстке улиц Ленина и Горького, обустраивается сквер купцов Грибушиных. Такое решение принял общественный совет по топонимике Пермской городской думы в мае 2016 года. Новая территория предполагает объекты малых архитектурных форм, фонтан и зелёную зону. Площадь земельного участка составляет более двух тысяч квадратных метров.

3. Маленький Китай

В первой половине XIX века Пермь едва ли можно было назвать крупным торговым центром. Город развивался как поселение Мотовилихинского завода, в нём было около трёх десятков улиц, три церкви, бани, канатное и кожевенное производство.

Как писал в своей работе «Дорожные записки по пути из Тамбовской губернии в Сибирь», опубликованной в 1839‒1842 годах, известный нижегородский публицист Павел Иванович Мельников-Печёрский, «Пермь – городок порядочный, но безжизнен, торговли и промышленности в нём почти нет, грамотности много… Пермь тиха, безмятежна; жизнь в ней ровненькая, без бурь, только с крошечными страстишками. Знают только две страсти: в карточки поиграть да гостя получше угостить. И Пермь независтлива: она считает себя лучше всех городов и упорно стоит за своё. Пермь настоящий русский Китай… И какое китайство в ней – удивительно!» 

Сравнение Перми с Китаем очень символичное, ведь в дорожных записках Мельникова-Печёрского впервые встречается упоминание о том, как происходит загрузка товаров на городской пристани. Здесь, на удобном берегу Камы, было легко отгружать товар, перевозимый водным транспортом из Сибири и далёкой азиатской страны. 

«Здесь более всего заслуживает внимания сгрузка чая и других китайских товаров, которые, так же как и произведения Сибири, везутся до Перми сухим путём, а здесь нагружаются в барки для сплава на нижегородскую ярмарку, ‒ пишет Печёрский. ‒ Эта операция обыкновенно производится в конце июня, между 20 и 30 числом. Тогда деятельность на набережной улице, в другое время безжизненной и совершенно пустой, увеличивается; толпы рабочих людей покрывают берег и барки. Кроме этого времени деятельность на пристани бывает ещё в то время, когда приходит соляной караван... В другое время пристань совершенно пуста, и вы, сидя в ротонде, устроенной над рекою, смотрите хоть целый день на Каму, не увидите на ней ничего, кроме рыбачьих лодок». 

Надо сказать, что Пермь действительно развивалась медленнее того же Кунгура. Её экономику ограничивала близость Ирбитской ярмарки, кроме того, в 1842 году в городе случился крупный пожар, в результате которого выгорела вся его центральная часть (более 300 домов). По переписи 1868 года, в Перми проживало около 20 тысяч человек, в Мотовилихинском заводе около девяти тысяч, в окрестных деревнях Данилихе, Горках, Ермолаевой, Горюшках ещё около тысячи. 

Ситуация изменилась после 1878 года, когда состоялось открытие Уральской железной дороги от Перми до Чусовой и Екатеринбурга. К 1898 году в эксплуатацию ввели Котласскую ветку, соединившую Пермь с европейской частью России. 

Что касается пристани на Каме, то к концу XIX века в Перми насчитывалось уже более десятка различных пароходств ‒ все они имели свои пристани и занимались в том числе перевозкой чая. Чай в то время уже стал товаром широкого потребления.

4. Пермская губернская казённая палата

Как показала история, пермское купечество сыграло не последнюю роль в политическом и финансовом управлении города Перми.

В XIX ‒ начале XX века в руках купцов были сосредоточены большие финансовые возможности. Многие представители купеческого сословия становились гласными городской думы и городскими головами. Это способствовало стремительному развитию городского хозяйства.

Здание нынешней администрации Перми на улице Ленина, 23, в XIX веке принадлежало Министерству финансов Российской империи. Двухэтажный дом на углу улиц Покровской и Сибирской был построен в 1820-е годы. Предположительно архитектором выступил Иван Иванович Свиязев. Однако существует версия, что дом появился ещё раньше (в 1805‒1806 годах) и был куплен в казну департаментом горных и соляных дел министерства финансов. Дом сначала принадлежал частному лицу, а затем в нём размещалась квартира берг-инспектора Богуславского.

Здание является значимым памятником истории Перми. В разные годы в этом доме останавливались император Александр I, военный историк, советник Пермской губернской казённой палаты Василий Николаевич Берх, писатель Фёдор Решетников.

В 1842 году здесь разместились казённая палата и губернское казначейство. При этом дом был почти полностью перестроен знаменитым российским архитектором Рудольфом Карвовским, по проектам которого, например, возведены дом Дягилева, духовное училище и городской театр в Перми, гостиный двор и особняк Грибушина в Кунгуре.

В 1896‒1899 годах в здании провели капитальный ремонт, а в 1902 году была подана заявка на строительство рядом с ним нового двухэтажного здания казённой палаты и казначейства. Работы по перестройке начались в августе 1902 года. В них принимал участие известный архитектор Александр Турчевич. В ходе строительных работ денежная кладовая казначейства была переведена в другое помещение, появились каменная лестница, новый дверной проём, разработаны проекты водяного отопления и вентиляции здания. За проделанную работу Турчевич был «высочайше пожалован золотой медалью».

Пермская казённая палата примечательна ещё и тем, что в 1910-е годы в ней проходили выставки Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества. С 1919 по 1923 год в здании размещались губернский исполнительный комитет и губернский комитет Российской коммунистической партии большевиков. В 1931 году оно было надстроено двумя этажами. До 1975 года, пока не построили Дом Советов, здесь размещался облисполком, а сегодня – городская администрация и Пермская городская дума.

5. Пермские трактиры

В середине XIX века в Пермь пришёл большой купеческий капитал. Очень прибыльным делом в то время являлась трактирная торговля.

Пермские купцы охотно решались на открытие питейных заведений, харчевен, ресторанов или кафе-шантанов (заведений с открытой сценой). Но больше всего в городе было трактиров. Здесь подавались исключительно русские блюда ‒ солянка, уха, рассольник, поросята, блины, каши, икра, расстегаи, кулебяка и конечно же чай. 

Трактирному буму предшествовал императорский указ Александра I (от 1821 года) «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». 

Как пишет пермский краевед Нина Баяндина в книге «Пермь купеческая», трактиры были не только «пунктами» классического русского общепита. Они выступали в качестве своеобразных общественных центров, где люди отдыхали, отмечали праздники, встречались, вели деловые переговоры. Трактиры всегда были битком забиты. Порции в них подавались огромные, а цены выставлялись весьма умеренные. 

Большинство трактирных заведений было открыто с семи часов утра до 12 часов ночи, но были и такие, что работали круглосуточно. Им запрещалось продавать спиртное. Трактир мог занимать целый дом с этажами, рассчитанными на «чистую публику» и на простонародье. В нём имелась «раздевальня», или «каток» – буфет с закусками: водкой в рюмках, ветчиной с солёным огурцом, осетриной с хреном и красным виноградным уксусом. А слух гостей услаждал оркестрион – механическая машинка, исполнявшая популярные мелодии. 

В Перми самыми лучшими трактирами считались заведения купцов Андрея Гавриловича Гаврилова и Фёдора Ивановича Подосёнова. Подосёнов был крупным виноторговцем и имел трактиры не только в Перми, но и в Оханске и Кунгуре. Гаврилов торговал товарами (в том числе и чаем) прямо из своей усадьбы на Чёрном рынке. Ему принадлежал крупный усадебный комплекс на Торговой площади. Дом купца Гаврилова на улице Куйбышева, 6, сохранился до настоящего времени. 

В 1888 году на Чёрном рынке в доме купца Владимира Евреинова был открыт клуб чиновников, в народе прозванный кафе-шантаном. Здесь подавали коньяк, шампанское, ликёр, какао. «Фишкой» этого кафе было выступление певиц и певцов с модными песенками. Интересно, что у Евреинова имелось сразу пять харчевен. Но, несмотря на это, он разорился, задолжав кредиторам почти 50 тысяч рублей. 

Ещё одним популярным трактиром ресторанного типа в Перми являлся «Славянский базар», открытый в конце 1840-х годов в здании Благородного собрания ‒ доме Вердеревского (ул. Монастырская, 17). Здесь играла живая музыка и сдавались гостиничные номера. 

Самым модным заведением Перми начала XX века считался ресторан «Королёвские номера» на улице Сибирской, 5. В нём было обустроено электрическое освещение и водопровод, подавались блюда русской и кавказской кухни, виноградная водка «кизлярка». 

До наших дней также сохранилось здание бывшего ресторана Н. Е. Трутнева, который был открыт в 1909 году в угловом доме на пересечении улиц Екатеринской, 72, и Оханской, 26а.

6. Пермь. Великий чайный путь

Как известно, чай попал в Россию из Китая во второй половине XVIII столетия. Его импорт в Москву начался с 1769 года. Чай производили в трёх китайских провинциях ‒Гуйчжоу, Сычуань и Юньнань, а затем перевозили торговыми караванами на верблюдах и лошадях через Монголию в Россию и Европу.

Одна из восточных частей Сибирского тракта (от Москвы до Калгана – пограничной заставы у Великой Китайской стены) в старину называлась Великим чайным путём. По нему доставлялся дорогостоящий груз на знаменитую Нижегородскую ярмарку. 

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в XIX веке использовался как для официальных поставок, так и для контрабанды. Одна из его ветвей проходила через Сибирь и далее шла на Пермь и Кунгур. Кунгур в то время считался чайной столицей страны благодаря деятельности своих знаменитых купцов Алексея Губкина, Александра Кузнецова и Михаила Грибушина. 

Все кунгурские чаеторговцы имели в Перми свои конторы и чаеразвесочные фабрики. Товар доставлялся в Пермь сначала по Сибирскому тракту и водным маршрутом по Каме, а затем по железной дороге. 

В 1904 году сыновья Михаила Ивановича Грибушина перевели главную контору своей фирмы «Грибушина наследники» в Пермь. Она располагалась около Чёрного рынка (современный адрес ‒ ул. Куйбышева, 14). Сейчас в этом здании находится администрация губернатора Пермского края. 

Великий чайный путь сыграл большую роль в развитии нынешней столицы Прикамья. Со второй половины XIX века Пермь заметно преобразилась: здесь появились новые дома, дороги, церкви, образовательные учреждения, чаепитейные заведения. Это позволило городу на Каме укрепить экономические позиции и стать по-настоящему столичным.

7. По воде и по «железке»

Благодаря красавице Каме Пермь стала портовым городом и ключевым пунктом в вопросе транспортировки чая из Сибири. К концу XIX века все грузы из Ирбита шли к удобной Камской пристани и складочному пункту. Главными товарами в то время оставались чай и пушнина, но их объёмы сильно сокращались. Это было обусловлено развитием морского прямого экспорта чая из Шанхая и Ханькоу.

Пермские купцы прекрасно понимали, что период навигации ‒ самый доходный. Как пишет в своей книге «Чай и чайная торговля в России» (1892) ялтинский экономист Андрей Павлович Субботин, большая часть грузов из Кяхты отправлялась зимой, с января по апрель. На санях чай везли до Томска, оттуда открывалась навигация по сибирским рекам до Перми. Затем товар отправляли на пароходе в Нижний Новгород.

В Перми в то время насчитывалось более десятка мелких и крупных пароходств. Имена миллионеров-пароходчиков Мешкова, братьев Каменских, Кашина, Ржевина, Любимова были на слуху у всего города. Большинство из них имели на Каме собственные пристани. Они осуществляли грузовые, буксирные, пассажирские перевозки, в том числе на крупнейшую Нижегородскую ярмарку.

Пароходчики внесли неоценимый вклад в историю развития Перми, являясь крупными меценатами, просветителями и промышленниками. Так, Иван Иванович Любимов основал машиностроительный, литейный и первый в России содовый завод в Березниках, был членом многих общественных организаций и городским головой.

Братья Григорий и Фёдор Каменские учредили женскую гимназию, Воскресенскую церковь, детский приют. Их имя носит пермская гимназия № 4 на улице Плеханова, 41.

Николай Васильевич Мешков был гласным губернского земского собрания, участвовал во многих благотворительных акциях, стал основоположником высшего образования на Урале, открыв в 1916 году Пермский государственный университет. На берегу Камы, в доме по адресу Монастырская, 11, находится дом Н. В. Мешкова. Он был перестроен в 1889 году по проекту архитектора Александра Турчевича. Сейчас в этом красивейшем здании находится Пермский краеведческий музей.

Пароходчики строили свои дома и склады параллельно Каме на улице Береговой, позднее она именовалась Набережной, а сейчас носит название Монастырской. На ней располагаются речной вокзал, Спасо-Преображенский кафедральный собор, соборная мечеть, железнодорожная станция Пермь I, которая стала начальным пунктом первой на Урале железной дороги.

На месте вокзала Пермь I прежде находились торговые ряды и деревянный гостиный двор. В 1878 году пермскую набережную украсило нарядное, с островерхими башнями здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту инженера-архитектора Игнатия Николаевича Быховца.

Первый рабочий поезд по Горнозаводской железной дороге прошёл в феврале 1878 года, а регулярное движение поездов от Перми до Екатеринбурга открылось уже в октябре. Строительство велось за счёт частного капитала. Главным инженером дороги стал Виктор Голубев, а управляющим ‒ Николай Островский. При строительстве было возведено более 300 мостов, туннель; протяжённость трассы составила 715 километров. Здания вокзалов на конечных пунктах железной дороги в Екатеринбурге и Перми были построены по одному и тому же проекту. По свидетельствам очевидцев, в здании вокзала размещались ресторан, два зала ожидания, билетные кассы и иконостас. Пассажирские поезда уходили из Перми ежедневно в десять часов вечера. Для торгового люда было очень удобно, что для пересадки с поезда на пароход нужно было всего лишь перейти улицу.

Позднее, в январе 1899 года, в Перми был сооружён крупнейший на Урале Камский железнодорожный мост. В том же году состоялось открытие железнодорожной станции Заимка (Пермь II). Инженером-строителем этих объектов вновь выступил Игнатий Быховец.

Введение в эксплуатацию Уральской железной дороги способствовало укреплению внешнеэкономических связей России и становлению логистики. Общий оборот чайной торговли продолжал расти. Известно, что в 1886 году чай был включён в состав армейского пищевого довольствия, а с середины 1890-х годов начал фигурировать в трудовых договорах как одна из частей заработной платы.Пермские купцы прекрасно понимали, что период навигации ‒ самый доходный. Как пишет в своей книге «Чай и чайная торговля в России» (1892) ялтинский экономист Андрей Павлович Субботин, большая часть грузов из Кяхты отправлялась зимой, с января по апрель. На санях чай везли до Томска, оттуда открывалась навигация по сибирским рекам до Перми. Затем товар отправляли на пароходе в Нижний Новгород.

В Перми в то время насчитывалось более десятка мелких и крупных пароходств. Имена миллионеров-пароходчиков Мешкова, братьев Каменских, Кашина, Ржевина, Любимова были на слуху у всего города. Большинство из них имели на Каме собственные пристани. Они осуществляли грузовые, буксирные, пассажирские перевозки, в том числе на крупнейшую Нижегородскую ярмарку.

Пароходчики внесли неоценимый вклад в историю развития Перми, являясь крупными меценатами, просветителями и промышленниками. Так, Иван Иванович Любимов основал машиностроительный, литейный и первый в России содовый завод в Березниках, был членом многих общественных организаций и городским головой.

Братья Григорий и Фёдор Каменские учредили женскую гимназию, Воскресенскую церковь, детский приют. Их имя носит пермская гимназия № 4 на улице Плеханова, 41.

Николай Васильевич Мешков был гласным губернского земского собрания, участвовал во многих благотворительных акциях, стал основоположником высшего образования на Урале, открыв в 1916 году Пермский государственный университет. На берегу Камы, в доме по адресу Монастырская, 11, находится дом Н. В. Мешкова. Он был перестроен в 1889 году по проекту архитектора Александра Турчевича. Сейчас в этом красивейшем здании находится Пермский краеведческий музей.

Пароходчики строили свои дома и склады параллельно Каме на улице Береговой, позднее она именовалась Набережной, а сейчас носит название Монастырской. На ней располагаются речной вокзал, Спасо-Преображенский кафедральный собор, соборная мечеть, железнодорожная станция Пермь I, которая стала начальным пунктом первой на Урале железной дороги.

На месте вокзала Пермь I прежде находились торговые ряды и деревянный гостиный двор. В 1878 году пермскую набережную украсило нарядное, с островерхими башнями здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту инженера-архитектора Игнатия Николаевича Быховца.

Первый рабочий поезд по Горнозаводской железной дороге прошёл в феврале 1878 года, а регулярное движение поездов от Перми до Екатеринбурга открылось уже в октябре. Строительство велось за счёт частного капитала. Главным инженером дороги стал Виктор Голубев, а управляющим ‒ Николай Островский. При строительстве было возведено более 300 мостов, туннель; протяжённость трассы составила 715 километров. Здания вокзалов на конечных пунктах железной дороги в Екатеринбурге и Перми были построены по одному и тому же проекту. По свидетельствам очевидцев, в здании вокзала размещались ресторан, два зала ожидания, билетные кассы и иконостас. Пассажирские поезда уходили из Перми ежедневно в десять часов вечера. Для торгового люда было очень удобно, что для пересадки с поезда на пароход нужно было всего лишь перейти улицу.

Позднее, в январе 1899 года, в Перми был сооружён крупнейший на Урале Камский железнодорожный мост. В том же году состоялось открытие железнодорожной станции Заимка (Пермь II). Инженером-строителем этих объектов вновь выступил Игнатий Быховец.

Введение в эксплуатацию Уральской железной дороги способствовало укреплению внешнеэкономических связей России и становлению логистики. Общий оборот чайной торговли продолжал расти. Известно, что в 1886 году чай был включён в состав армейского пищевого довольствия, а с середины 1890-х годов начал фигурировать в трудовых договорах как одна из частей заработной платы.

8. По той же самой, по дороге старой (улица Сибирская)

Одной из центральных в Перми сегодня остаётся улица Сибирская. Она появилась на карте города в 1780 году, когда через посёлок Егошихинского завода был проложен Сибирский тракт. По нему товары от пристаней на Каме отправлялись в Сибирь, на Восток, а обратно шли караваны с восточными товарами.

До 1917 года улица Сибирская считалась главной в городе, именно здесь были построены застава, каменный гостиный двор, дом вице-губернатора, здание казённой палаты, Благородного собрания и т. д.

С XIX века Сибирская значилась на маршруте Великого чайного пути, который начинался в китайском городе Ухань и проходил через 150 городов Российской империи, Монголии и Китая. Путь от Китая до Перми составлял больше шести тысяч километров.

Что представлял собой Великий чайный путь в то время? Это была очень сложная структура и рискованное дело. Вся русско-китайская торговля проходила на границе с Монголией, в городе Кяхте ‒ «столице чая», «городе-миллионере». В Кяхте располагался огромный чайный склад. Оттуда осуществлялась транспортировка этого продукта караванами в европейскую часть России. Сначала товары из Китая доставлялись на Урал на лодках по сибирским рекам, а затем конными перевозками через Иркутск.

Существовала целая корпорация из тысячи людей, занимавшихся упаковкой и перевозкой чая. Чай заворачивали в бумагу, особо ценные сорта в фольгу и складывали в так называемые цыбики ‒ специальные корзины, плетённые из травы и камыша. Каждый цыбик обшивался коровьей или конской кожей и вмещал до 20 килограммов чая. Перевозились они на телеге или в санях, обычно связанными повозками. Перевозки на такой обширной территории были делом опасным. Транспортировка грузов в основном шла зимой. На караваны часто нападали разбойники.

Ежегодно от границы Монголии к Уралу уходило не менее трёх тысяч таких обозов. Существовали целые артели ямщиков, специализировавшихся именно на перевозке чая. За такую работу платили немалые деньги ‒ от 50 до 100 рублей. В России караваны с чаем в основном шли на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки, откуда чай расходился уже по всей стране.

Интересно, что правительство первое время запрещало покупать китайские товары за серебро. Чай выгодно обменивался на различные мануфактурные товары, меха, сукно. Лишь в 1854 году было разрешено покупать чай за серебро.

Поначалу чай стоил очень дорого. Нередкими были случаи фальсификации товара, особенно дешёвых сортов. Историки отмечают, что на территорию Российской империи в XIX веке ввозилось не менее 50 процентов поддельного чая. Но и такой товар всё равно пользовался большой популярностью. Чудесную заморскую диковинку мог позволить купить себе практически любой желающий.

Караванная торговля чаем, по сути, была прекращена в 1903 году, когда завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. После этого скорость доставки чая увеличилась, а его стоимость снизилась в разы.

В Перми торжественное открытие Уральской горнозаводской железной дороги состоялось в 1878 году. Первым её управляющим стал инженер Николай Степанович Островский.

9. Торговая фирма «Грибушина наследники»

Вне конкуренции на чайном рынке Перми был торговый дом Грибушиных. На рубеже XIX‒XX веков по объёму ввозимого в страну чая он мог сравниться с конторой другого кунгурского купца, Алексея Губкина, фирма которого с 1882 года уже была переведена в Москву.

Торговый дом «Грибушина наследники» имеет очень интересную и многогранную историю. В 1889 году умер глава и основатель чайной династии Грибушиных ‒ Михаил Иванович. Он оставил после себя огромное состояние, которое перешло к супруге Антонине Ивановне и сыновьям Иннокентию, Сергею, Михаилу и Николаю. В 1896 году они создали торговый дом «М. И. Грибушина наследники» с основным капиталом в два миллиона рублей и продолжили торговые и благотворительные традиции семьи. Антонина Ивановна изначально взяла управление фирмой на себя, а четверо сыновей Грибушина в равных долях разделили состояния отца, получив по 200 тысяч рублей. Также известно, что старший сын Иннокентий возглавил ответвление торгового дома в Уфе, а средний Михаил остался руководить филиалом в Кунгуре. 

Главная же контора фирмы с 1904 года находилась в Перми. Её было доверено возглавить 34-летнему Сергею Грибушину. Магазин Грибушиных располагался недалеко от Чёрного рынка (современный сквер Уральских Добровольцев) на улице Красноуфимской (ныне Куйбышева, 14). Сергей Грибушин был прогрессивным, деловым и энергичным человеком. В Кунгуре он руководил строительством моста через Сылву, был церковным старостой Всехсвятской церкви, председателем земства. Уже в 1905 году он избирается гласным Пермской городской думы, позже становится директором вновь созданного отделения Императорского музыкального общества (увлечение музыкой было в крови Грибушиных), успешно занимается разведением лошадей. 

Сергей Михайлович был достойным наследником и очень разносторонним человеком. Он прекрасно ведёт бизнес, продолжает благотворительные традиции семьи. Сергей Грибушин возглавил Екатерининско-Петровское четырёхклассное училище (сейчас Пермский музыкальный колледж), стал членом Пермского губернского попечительства детских приютов, попечителем училища слепых детей. 

Фирма Грибушина имела представительства в Индии, Китае, на Цейлоне и во многих городах России. Сергей Михайлович реализовал идею фасовки дорогого чая по небольшим пакетам, чтобы его могли купить и небогатые люди. 

Сохранились архивные документы, позволяющие узнать, каким был прейскурант торгового дома «М. И. Грибушина наследники». Фирма продавала чёрный и первосборный чай байховый, плиточный, кирпичный прямой выписки с Цейлона и из Индии «с крепким настоем и сильным ароматом», а также сахар производства разных заводов. Чай был ценовой категории от 1 рубля 40 копеек до 3 рублей, действовала система скидок. 

После революционных событий 1905 года, затухания ярмарочной торговли и пожара на фабриках в Китае дела Грибушиных постепенно пошли на спад. 

6 января 1915 года в возрасте 44 лет Сергей Михайлович Грибушин скоропостижно скончался от воспаления лёгких, не оставив завещания. Его прах был перевезён и захоронен в семейном склепе в Кунгуре. 

В 2000 году пермский журналист Варвара Кальпиди сняла историко-документальный фильм «Грибушина наследники», в котором рассказывается, как трагически сложилась судьба семейства Грибушиных. В частности, Михаил Михайлович Грибушин в декабре 1915 года застрелился из-за неурядиц в семейной жизни. Николай Михайлович стал профессиональным музыкантом и после революции эмигрировал в Америку. Другие члены семьи из-за преследований также были вынуждены покинуть страну. Сам же торговый дом «М. И. Грибушина наследники» после 1917 года был национализирован.

10. Чёрный рынок

К середине XIX века доля чая в стоимости российского импорта составляла уже более восьми процентов. Ароматный восточный товар приобретал всё большую популярность и доступность. По архивным данным, в 1880‒90-е годы в Российскую империю было ввезено около 1500 пудов чая.

В Перми чай продавался на так называемом Чёрном рынке на пересечении улиц Красноуфимской (современная улица Куйбышева) и Петропавловской. Здесь располагалось два крупных магазина чая: знаменитый торговый дом «Грибушина наследники» (ул. Красноуфимская) и мануфактурный магазин Павла Досманова на Петропавловской. 

Павел Степанович Досманов был пермским купцом первой гильдии, занимался мануфактурной и чайной торговлей, являлся старостой Воскресенской церкви, одним из учредителей торгового товарищества «Пермяков, Досманов и К°». Магазины Досманова в Перми предлагали чай китайский и цейлонский свежей развески, а также кофе, какао, шоколад, сахар головной, пиленый и колотый. 

Первоначально Чёрный рынок (то есть простолюдный, крестьянский) был открыт на территории главной площади вблизи гостиного двора на улице Сибирской. В 1823 году его перенесли на место современного сквера Уральских Добровольцев. Сейчас в это трудно поверить, но до 1797 года здесь были лес и заболоченное озеро, в котором плавали дикие гуси и утки. Уже через два года на новом месте появились деревянные торговые лавки и толкучий рынок. Однако первые попытки осушить болото оказались неудачными. Истоки малой реки Медведки затапливали территорию, глубокие канавы заиливались, а брусчатка быстро уходила в чавкающий грунт. Пермяки стали называть это место Чёрным (то есть «грязным») рынком. К 1871 году рынок был полностью благоустроен: появились лоскутные, обжорные, посудные, скобяные, железные, соляные, хлебные, рыбные, мыльные и зеленные (овощные) торговые ряды. Позднее построили каменные корпуса, где сосредоточилась мануфактурная, галантерейная, кожевенная, меховая, москательная торговля. В непосредственной близости от Чёрного рынка располагались магазины и торговые дома знаменитых купцов Гавриловых, Юговых, Ижболдиных. 

Торговали на Чёрном рынке стеклянной посудой, фаянсом и фарфором. Особенно были популярны бокалы и рюмки из бесцветного и цветного стекла, а также майоликовая, фаянсовая и фарфоровая чайная посуда, преимущественно невысокого качества. 

На территории Чёрного рынка неоднократно проводились раскопки, в результате которых была найдена чайная посуда и столовые приборы. Эти товары преимущественно закупались на Нижегородской ярмарке. Пермские богачи считали необходимым иметь в своём доме хороший чай и чайные сервизы. Основная часть такой посуды была изготовлена на столичной фабрике Франца Яковлевича Гарднера. 

Стоит отметить, что каменные двухэтажные корпуса Чёрного рынка сохранились до наших дней. Своими торцами они выходят на улицу Куйбышева. В одном из них раньше располагалась табачная фабрика. На её месте в скором времени появится чайная-кондитерская «Грибушин», которую собирается открыть прямой потомок Грибушиных, бизнесмен из Сингапура Бенджамин Дюпал. 

В 2015 году был реализован интерактивный современный проект 3D-визуализации торговой площади Чёрного рынка. Его выполнила команда программистов во главе со старшим преподавателем Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Андреем Маткиным. Благодаря этому мы можем увидеть, как выглядел Чёрный рынок в начале XX века.

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх