Кунгур. Маршрутами Великой Северной экспедиции

Кунгур, Тур

Кунгур - самый настоящий бриллиант Пермского края. Город с удивительной судьбой и особым характером, музей под открытым небом. Это последний европейский город на границе с Азией и первый в Европе, если возвращаться из Сибири.

Аудио

Деревня Ермака
Краеведческий музей
Кунгур и Великая Северная экспедиция
Кунгурская ледяная пещера: мифы и реальность
Кунгурский кремль
Кунгурский музей истории купечества (чайный путь)
Памятники Кунгура
Соборная площадь
Тихвинский храм
Чем Пермь обязана Кунгуру

1. Деревня Ермака

2. Краеведческий музей

3. Кунгур и Великая Северная экспедиция

4. Кунгурская ледяная пещера: мифы и реальность

5. Кунгурский кремль

6. Кунгурский музей истории купечества (чайный путь)

7. Памятники Кунгура

8. Соборная площадь

9. Тихвинский храм

1. Деревня Ермака

История Российского государства изобилует белыми пятнами, любопытными, но малоизученными событиями. Это же можно сказать и о Кунгуре. Точнее, о том, как Кунгур связан с именем знаменитого казачьего атамана, завоевателя Сибири - Ермака, имя которого поросло миллионом легенд.

Происхождение Ермака точно не известно. Его настоящее имя – Василий Тимофеевич Аленин. По одной из версий, Ермак Тимофеевич был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знанию местных рек он ходил по Каме, Чусовой, речке Тагил, пока его не забрали на казацкую службу. 

В конце XVII века сибирский картограф Семён Ремезов составил богато иллюстрированную Сибирскую летопись. Её также называют «Летопись Сибирская, краткая Кунгурская». Она рассказывает о походе Ермака в Сибирь. 

Анализируя этот документ, историки заметили, что в нём имеются вклеенные листы, которые сильно отличаются от основного текста. Существует предположение, что эти листы Ремезов мог обнаружить в Кунгуре. Долгое время летопись считалась утерянной, пока её не восстановил руководитель академического отряда Второй Камчатской экспедиции Герхард Фридрих Миллер. 

Ремезовская летопись поражает обилием реалистических зарисовок из истории экспедиции Ермака. Но эти сведения в значительной степени основаны на устных преданиях. В летописи, в частности, рассказывается, как Ермак со своим войском перед походом в Сибирь в 1578–1579 годах зимовал в окрестностях Кунгурской ледяной пещеры. В летописи утверждается, что отряд Ермака якобы по ошибке свернул вместо реки Чусовой в реку Сылву и основал на этом месте Ермаково городище. Но на самом деле оно более древнее, является памятником археологии неволинской культуры IX века. Более того, в описании утверждается, что Ермак позволил некоторым казакам остаться в городище. «Сие было первое поселение русских людей в тамошних местах, которое после более размножилось». В 1873 году в Географическом и статистическом словаре Пермской губернии было отмечено, что на лесной карте дачи Суксунского и Тисовского заводов есть поселение Хуторы Ермаковы. 

Существуют и доподлинно известные исторические факты о Ермаке. В 1582 году его дружина казаков численностью 540 человек была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений сибирского хана Кучума. В июне 1582 года Ермак прибыл в Чусовские Городки Строгановых и прожил здесь несколько месяцев, после чего начался его поход в Сибирь. 

Благодаря трудам Ремезова, а также устным преданиям и легендам загадочная личность народного героя увековечена на Кунгурской земле. Именем Ермака названа одна из красивейших скал на реке Сылве недалеко от Кунгура. Этот живописный скальный массив имеет три вершины разной высоты. Они называются Ермак, Ермачиха и Ермачёнок. 

В сентябре 2011 года около Кунгурской ледяной пещеры был открыт уникальный этнографический комплекс, который получил название «Деревня Ермака». Он представляет собой небольшую старинную деревеньку, огороженную деревянным забором. На территории этнографического парка представлены предметы и элементы древнерусского быта - мельница, сторожевая башня, колодец с телегой, изба Ермака, ремесленный двор, ладья Ермака, часовня, сувенирная лавка. В деревне есть множество деревянных скульптур по мотивам русских народных сказок. Это один из лучших туристических комплексов по истории, этнографии и культуре русского народа. 

В самой Кунгурской ледяной пещере проходит экскурсионный тур «В поисках клада Ермака». По легенде, где-то в недрах пещеры атаман спрятал свой клад. А на вершине Ледяной горы находится древний археологический памятник - Ермаково городище.

2. Краеведческий музей

Одним из самых авторитетных и крупнейших музеев в Пермском крае является Краеведческий музей. Одиннадцать лет назад он был реорганизован и вошёл в состав Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Краеведческий музей учреждён 1 июля 1909 года по решению Кунгурской городской думы в честь этнографа, путешественника и писателя, директора Российско-американской компании на Аляске, члена-корреспондента Петербургской академии наук Кирилла Тимофеевича Хлебникова. Открытие первой музейной экспозиции состоялось в феврале 1911 года, когда вся Россия торжественно праздновала 50-летие отмены крепостного права. 

Основателями музея стали инженер путей сообщения Арсений Григорьевич Агеев, купеческий сын Павел Семёнович Сартаков, бухгалтер Пётр Алексеевич Тупицын. Почётным попечителем назначили кунгурского коллекционера Максима Федотовича Летунова, подарившего музею собрание нумизматики и иранское серебряное блюдо. 

За свою столетнюю историю музей пережил немало перемен. Эвакуацию 1918 года, закрытие в 1936 году и возрождение спустя четыре года. В первые десятилетия советской власти он был известен как научный музей. С 1940 года за ним закрепился статус краеведческого. 

С 2006 года началась новая страница музейной истории. Учреждение было переименовано в Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сегодня в его составе: Краеведческий музей, Музей истории купечества и Художественный музей. Музейные фонды насчитывают свыше 116 000 единиц хранения. 

Экспозиции Краеведческого музея с 1955 года «квартируют» в здании городового магистрата. До этого музейный фонд ютился в небольших комнатках дома туриста, расположенного рядом с ледяной пещерой. Сменить прописку музею помог маршал Советской армии Георгий Константинович Жуков. Легендарный полководец неоднократно приезжал в Кунгур, когда командовал Уральским военным округом. Именно он поспособствовал передаче здания городового магистрата под музей. Более того, Жуков оставил на память Кунгуру свой портрет с дарственной надписью. Его можно увидеть в экспозиции. 

Всего в Краеведческом музее работает восемь экспозиционных залов. Здесь находятся уникальные предметы, связанные с защитой Кунгурской крепости от войск Пугачёва. Представлены книги из библиотеки Кирилла Тимофеевича Хлебникова, которые были завещаны учёным родному Кунгуру и легли в основу первой публичной библиотеки города. 

Отличительной особенностью экспозиции отдела природы являются материалы о карсте Сылвенско-Иренского поречья. Демонстрируются уникальные минералы, приборы, фотографии, документы, книги, рассказывающие об истории изучения пещер. Посетители музея могут сфотографироваться со старейшим экскурсоводом и популяризатором Кунгурской ледяной пещеры Александром Тимофеевичем Хлебниковым, его фигура установлена в одном из залов. В карстовой тематике также представлена французская гравюра «План и горизонтальный срез Кунгурского подземного лабиринта». Её автор неизвестен. План составлен по чертежу кунгурских пещер Семёна Ремезова. Гравёр – Пьер-Жозеф Тардьё. 

В собрании музея – уникальные артефакты ананьинской, гляденовской, неволинской археологических культур. Впервые демонстрируются интересные материалы по теме «Основание города Кунгура в 1648 и 1663 годах». Кунгурские страницы истории крестьянской войны 1773–1775 годов отражены в уникальных экспонатах: штандарте Екатерининского полка, «заветном камне» с текстом о местонахождении клада пугачёвцев, артиллерийском оружии. 

Фотодокументальные источники рассказывают о строительстве в Кунгуре железной дороги и водопровода. Тему промышленности раскрывают материалы по развитию кожевенно-обувного дела и фаянсового производства. 

О событиях Первой и Второй мировых войн рассказывают агитационные открытки и печатные платки, продуктовые карточки, фотографии и документы, оружие, личные вещи солдат. Свидетелем военных событий является 122-миллиметровая гаубица системы Шнейдера. О воинском быте даёт представление интерьер блиндажа. 

В Краеведческом музее работают выставки, в том числе по маршрутам Великой Северной экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова, а также руководителей академического отряда, которые исследовали Кунгурскую ледяную пещеру.

3. Кунгур и Великая Северная экспедиция

Кунгур - самый настоящий бриллиант Пермского края. Город с удивительной судьбой и особым характером, музей под открытым небом. Это последний европейский город на границе с Азией и первый в Европе, если возвращаться из Сибири.

Кунгур — один из тех городов, что были полностью перестроены. В 1648 году в устье речки Кунгурки (на территории современного села Троицк) был заложен острог на земле, купленной русскими у иренских татар. Острог был основан чердынскими и соликамскими воеводами Прокофием Елизаровым, Петром Прозоровским и Симеоном Кондыревым. Они провели сыск беглых людей в имениях Строгановых и поселили на Кунгурке 1222 человека, освободив их на три года от уплаты податей. 

В 1662 году вспыхнуло восстание башкир, недовольных обманом со стороны русских и злоупотреблениями должностных лиц при сборе ясака. Кунгур, который к этому времени насчитывал до 96 дворов, был «предан огню и мечу», а почти все его жители убиты или уведены в плен. Оставшиеся в живых схоронились в местных лесах и пещерах. Они могли разойтись на все четыре стороны, но не сделали этого. 

В 1663 году по приказу царя Алексея Михайловича Кунгур был заложен повторно, но уже на новом месте — в междуречье Сылвы и Ирени на хорошо укреплённом подъёме в селе Сосновый Мыс (Мысовское). К 1675 году город обнесли деревянным кремлём с высотой стен до 6,5 метра. 

Как известно, первые чертежи Кунгура и окружавшего его уезда составил в 1703 году сибирский картограф Семён Ремезов, который вместе с сыном разведал водные пути для перевозки уральского железа в центральные области страны. 

В 1733 году через Кунгур прошли маршруты Великой Северной экспедиции. В ноябре в «красовитом граде» побывал отряд Витуса Беринга, направлявшийся в Тобольск, а в декабре — учёные Петербургской академии наук. Герхард Миллер, Йоганн Гмелин, Людовик Делиль де ла Кроер и их помощники остановились в Кунгуре на два дня для осмотра знаменитой уже тогда ледяной пещеры. 

Что представлял собой Кунгур в то время? Учёные увидели деревянные крепостные стены, восемь башен кремля, воеводский дом и канцелярию, таможенную избу, тюрьму, оружейный склад. Центральную площадь крепости занимал первый в городе каменный храм — Благовещенский. Этот храм был достроен к 1704 году и освящён. Любопытно, что на его возведение с каждого горожанина взималось по 25 копеек серебром. В 1930-е годы храм был уничтожен. 

Известно, что с середины XVIII века город стал активно развиваться. В Кунгуре была открыта горная канцелярия (1720), первая уральская горнозаводская школа (1721). Кунгур становится центром городского округа. В 1724 году обустроен кожевенный завод, занявшийся производством юфти. Как писала позднее газета «Пермские губернские ведомости», кожевенное производство послужило причиной неприятного запаха в воздухе и сильно портило воду в Сылве, делая её непригодной для питья. 

Пребывание Великой Северной экспедиции в Кунгуре оставило немного материальных свидетельств. Но всё же они есть. Одно из них — книга руководителя академического отряда немецкого ботаника, этнографа и натуралиста Йоганна Гмелина «Путешествие в Сибирь», изданная в Гёттингене (Германия) в 1751 году. В этой работе он описывает, как путешественники побывали в Кунгурской ледяной пещере. Во время этого посещения Гмелиным было сделано научное описание подземного лабиринта и составлен его план, который художественно оформил Йоганн Беркхан.

4. Кунгурская ледяная пещера: мифы и реальность

Главный символ Кунгура находится в старинном селе Филипповка на берегу Сылвы. Кунгурская ледяная пещера - одна из крупнейших карстовых пещер в европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. По оценкам учёных, ей около 10 -12 тысяч лет.

«22 декабря в половине шестого утра мы достигли деревни Устурка и в этот же день к обеду приехали в Кунгур… Милейший бургомистр города вовсе не хотел нас селить, он боялся, что в праздничные дни мы будем висеть у него на шее… Наутро после приезда мы сразу отправились в пещеру, описанную Страленбергом и которую стремятся посетить все путешествующие…» 

Такие слова написал в своём дневнике один из руководителей сухопутного отряда Второй Камчатской экспедиции Йоганн Гмелин, посетивший Кунгур в конце 1733 года. 

Чертёж Кунгурских пещер впервые составил картограф Семён Ремезов в 1703 году. Этот план положил начало спелеологическим исследованиям в России. Подлинный ремезовский чертёж был утерян. Однако шведский учёный, пленный офицер Юхан фон Страленберг успел снять с него копию. 

Доподлинно известно, что Гмелин и его помощники (в частности, рисовальщик Йоганн Беркхан) составили описание пещеры, её план с видом на Ледяную гору, а также первыми в мире провели температурные измерения в гротах. 

В своём дневнике Гмелин приводит характерный факт. Учёные, не найдя проводника, пошли в пещеру с ямщиком, «который уже нередко бывал там», но в результате путешественники заблудились. Через три часа они самостоятельно нашли выход. А вот их ямщик вышел лишь на следующий день с «исцарапанным лицом». Он уверял, что ночью в пещере видел призраков, был большой шум и кто-то стучал в котёл. 

В действительности вокруг Кунгурской пещеры всегда ходило много слухов и мифов. Так, местные жители рассказывали путешественникам, как их предки спасались в пещере от нападения башкир, что на этот случай в гроте был установлен деревянный православный крест, а также икона Святого Николая. В настоящее время один из гротов пещеры называется Крестовым. 

Пожалуй, самой популярной легендой считается история о том, как в Кунгурской пещере зимовал отряд казачьего атамана, завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича. Отряд Ермака якобы по ошибке свернул вместо реки Чусовой в реку Сылву и решил заночевать в пещере. Старинная легенда гласит, что в пещере Ермак спрятал награбленные сокровища, охраняет их некий пещерный дух. Так или иначе, при исследовании Кунгурской пещеры на глиняной осыпи были найдены два чугунных ядра, которые являются косвенным подтверждением пребывания войска Ермака в пещере в 1578–1579 годах. 

В 1720–30-е годы в Кунгуре неоднократно бывал основатель Перми и Екатеринбурга Василий Никитич Татищев. В своей работе «Сказание о звере мамонте» Татищев объяснил, что пещера образовалась из-за циркуляции подземных вод. 

Самые жуткие слухи ходили о пещере вплоть до конца XVIII века. Жители Филипповки (раньше деревня называлась Банной) утверждали, что в пещере живёт чёрт, который похищает детей и молодых девушек. 

В дальнейшем изучением пещеры занялись учёные. В 1770 году ход к Большому озеру в пещере был описан петербургским академиком Иваном Ивановичем Лепёхиным. В 30–40-х годах XX века были разведаны дальние части подземного лабиринта и создан научный стационар. В 1948 году на базе Кунгурской пещеры открыли Уральский филиал комплексной научно-исследовательской станции МГУ. В 1952 году он был передан в ведение Уральского филиала АН СССР. 

Становление экскурсионной деятельности началось с 1914 года и связано с именем первого экскурсовода – Александра Тимофеевича Хлебникова, который расчистил завалы и снабжал посетителей специальной одеждой и обувью. В 1962 году в пещере проведено освещение. 

В настоящее время в лабиринте насчитывается 48 гротов, 70 озер, 146 органных труб. Относительная влажность в пещере – около 100 процентов.

5. Кунгурский кремль

Зимой 1647/48 года Новгородский приказ обязал соликамского воеводу Прокофия Елизарова провести первую «перепись» монастырских земель графов Строгановых. С этого началась история Кунгура, получившего своё название от речки Кунгурки (на татарском языке «кунгыр» означает «бурый»). Близ первого города выросло 26 деревень и 10 починков с общим населением более тысячи душ мужского пола.

Но, как известно, уже через 14 лет, в 1662 году, поселение было полностью разрушено в результате бунта татарских и башкирских племён, издавна заселявших эту территорию. 

В 1663 году Кунгур был заложен повторно на вершине горы при пересечении рек Ирени, Шаквы и Сылвы. Топоним (название географического объекта) мог возникнуть при значительном влиянии карстовых явлений в окрестностях города. В переводе с тюркского языка «унгур» или «ункур» означает «пещера», «теснина», «щель в скалах». 

С 1673 по 1675 год на вершине горы в селении Новый Мыс строилось укрепление по всем канонам кремлёвского строительства на Руси. До 1703 года Кунгур находился в ведении Казанского приказа, но уже звался городом (как населённый пункт, где имелся кремль). 

По писцовой книге подъячего Казанского приказа Гаврилы Протопопова (1684), в Кунгуре имелась «стена деревянная, рубленная в клетки, с восемью башнями и воротами, на Тихвинской и Спасской башнях располагались иконы». Также в городе была часовня, воеводский дом, приказная изба, тюрьма, пушечный сарай и винный подвал. Назывались и конкретные улицы – Параскевинская, Андреевская, Хмелёвская, Береговая, Песчаная, Антоновская, Безымянная, Малая Безымянная. 

Укрепление Кунгура в окружности составляло порядка 650 метров. Кремль имел вид четырёхугольника с бойницами высотой до семи метров. С южной стороны крепости были выкопаны рвы с валами. Таков Кунгурский острог во второй половине XVII века. 

Крепостные стены не раз спасали жителей Кунгура от различных бунтов и вооружённых нападений. В 1703 году город осаждали восставшие крестьяне, которые после указа верхотурского воеводы должны были отправиться на работу на горные заводы. Кунгур устоял. 

В 1773–1774 годах город безуспешно пытался взять самый грозный бунтовщик в российской истории – Емельян Пугачёв. Сам Пугачёв не был под Кунгуром. Осаду города вели его атаманы Салават Юлаев и Батыркай Иткинёв. В январе 1774 года к Кунгуру подступили татарские, башкирские и мятежные казачьи отряды Пугачёва общим числом около 7–10 тысяч человек. Казалось, что судьба Кунгура предрешена. Тем более что кунгурский воевода вместе с некоторыми чиновниками бежал в Чусовские Городки. Однако отважные защитники города отразили четыре штурма. Организацией обороны занимались бургомистр Филипп Кротов, купец Емельян Хлебников (сын главы магистрата Ивана Михайловича Хлебникова), секунд-майор Александр Попов. Они поголовно вооружили горожан и обратились за помощью в окрестные города. 

После пугачёвских событий в 1775 году Емельян Хлебников и Филипп Кротов были пожалованы шпагами от императрицы Екатерины II, майор Попов стал подполковником, а городу простили недоимки прошлых лет в сумме около пяти тысяч рублей. 

Существует легенда, что во время последнего штурма города (23 января 1774 года) жители Кунгура крестным ходом пронесли икону Тихвинской Божией Матери из Тихвинской церкви (была построена в 1758–1765 годах). Этот крестный ход был принят мятежниками за подход государственных войск, они испугались и побежали. 

В память о спасении Кунгура была написана икона трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, которая находилась в Благовещенском соборе (построен в Кунгуре в период 1700–1704 годов). 

В 1893 году на Соборной площади Кунгура установили первый в его истории памятник – обелиск в честь защитников города от войск Пугачёва. Что касается самого кремля, то он был разобран в конце XVIII века по причине ветхого состояния.

6. Кунгурский музей истории купечества (чайный путь)

18 августа 2007 года в Кунгуре был открыт Музей истории купечества. Он располагается в здании Малого гостиного двора на улице Гоголя, 38. Это здание было построено на средства Михаила Ивановича Грибушина, известного кунгурского чаеторговца, общественного деятеля и мецената. Торжественное открытие магазина состоялось 12 ноября 1874 года, после чего Михаил Грибушин подарил здание городскому обществу.

Площадь экспозиций в Музее истории купечества – 122 квадратных метра. В музее собрана богатая коллекция предметов и документов торгово-промышленного мира Кунгура XVIII–XX веков. Отдельные разделы посвящены Сибирскому тракту, кожевенно-обувному делу, гончарному промыслу, хлеботорговле и чаеторговле. Среди уникальных экспонатов - медали с общероссийских и зарубежных научно-промышленных выставок, знак члена кунгурской торговой депутации, музыкальная шкатулка - симфонион, фарфоровые вазы из особняка Грибушиных, мебель фирмы Я. и И. Кон. 

Особой популярностью пользуется выставочный зал в цокольном этаже здания, стилизованный под чайную начала XX века. Здесь устраиваются выставки, проводятся костюмированные мероприятия. Это дань памяти знаменитых кунгурских чаеторговцев - Алексея Семёновича Губкина, Александра Григорьевича Кузнецова, Михаила Ивановича Грибушина. 

До 1918 года Кунгур считался чайной столицей России. Первая компания по продаже чая была основана в 1840 году купцом первой гильдии Алексеем Губкиным. Алексей Семёнович был уникальным человеком. Начиная торговое дело, он дал обет жертвовать копейку с каждого заработанного рубля бедным или на богоугодное дело. Вначале он торговал в забайкальской Кяхте, где обменивал китайский чай на продукцию кунгурских кожевников, затем начал торговать в Китае, приобретая чай в Ханькоу и Тяньцзине. Губкиным была организована оптовая торговля чаем на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, для чего он разработал целую систему условий продаж, цен, ассортимента, единиц товара. Это положило конец спекуляциям на рынке чая. Товарооборот фирмы Губкина достигал шести миллионов рублей в год. 

В 1882 году главная контора фирмы Губкина была переведена в Москву. После смерти Алексея Семёновича, в 1884 году, его внук и наследник Александр Григорьевич Кузнецов учредил торговый дом, позднее преобразованный в торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко». За 15 лет этой фирмой только на территории России было продано чая и сахара на сумму 300 миллионов рублей. Товарищество имело свои конторы во многих российских городах и на крупнейших ярмарках, а также на самых известных чайных рынках мира: в Китае, Индии, на островах Цейлон и Ява, в Лондоне. Фирменным товарным знаком конторы была марка «Два якоря», что служило обозначением продукта высшего качества. 

Михаил Иванович Грибушин продавал чай и сахар со складов и в магазинах Кунгура, Перми, Уфы, Вятки, торговал на крупнейших российских ярмарках. Он прославился как рачительный хозяин, у которого всё шло в дело: работники прессовали отходы при взвешивании чая, превращая их в плитки. Плиточный чай выгодно продавался, ведь одна плитка приравнивалась к пяти царским рублям. 

Губкин, Кузнецов и Грибушин были и остаются символами Кунгура. Они не только строили свои шикарные купеческие дома, но и жаловали большую часть своих доходов на строительство общественно полезных зданий. На средства Губкина были построены Кунгурское техническое училище (сегодня - автотранспортный колледж), Елизаветинская рукодельная школа (бывшее педагогическое училище). Михаил Грибушин вложил средства в переустройство Успенского храма и строительство его новой колокольни на улице Успенской (современная улица Ленина), построил Малый гостиный двор, здание общественной Зыряновской богадельни. В 1886 году он основал Михаило-Кирилловский сиропитательный дом - учреждение для воспитания бедных детей-сирот на улице Предтеченской (ныне улица Свободы). Также для строительства здания были использованы средства, завещанные Кунгуру Кириллом Тимофеевичем Хлебниковым. Здесь под домовой церковью похоронена семья Грибушиных. 

Деятельность купцов сохранилась в современном облике города. В Кунгуре расположены усадьбы Губкина (улица Ленина, 51), Грибушина (улица Карла Маркса, 16), чаеразвесочная фабрика М. И. Грибушина (улица Карла Маркса, 35), «Кузнецовский дворец» (улица Карла Маркса, 27) и непосредственно Музей истории купечества. 

Рядом с музеем в 2007 году был установлен памятник А. С. Губкину, разбит красочный сквер. В 2015 году на территории кунгурской школы № 2 появился сквер имени Грибушина и памятный знак.

7. Памятники Кунгура

В Кунгуре есть множество памятников, интересных как по архитектуре, так и по смысловой нагрузке. Они созданы в разное время и в разных стилях и отражают ключевые моменты истории развития города с первых дней и до современности.

Первый памятник был возведён на Соборной площади в 1876–1893 годах в честь защитников города от войск Емельяна Пугачёва по проекту городского архитектора Николая Воскресенского. Обелиск изготовили в Екатеринбурге из серого мрамора. Рядом на мраморных тумбах установлены две пушки, участвовавшие в сражении. В советское время смысл памятника был искажён: обелиск переименован, а его вершину украсила красная звезда. В 1996–2000 годах памятнику возвращён первоначальный вид. 

9 мая 1967 года в Кунгуре появился первый монумент воинской славы – памятник машиностроителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник находится в саду на улице Карла Маркса. 

В мае 1983 года напротив Гостиного двора на ступенчатом пьедестале установили легендарный танк Т-34 в честь танкистов Уральского добровольческого танкового корпуса. В 2003 и 2005 годах появились памятная доска и стела с именами погибших воинов. 

В 1985 году при въезде в Кунгур со стороны Перми была установлена скульптурная композиция «Кунгур» (художник Виктор Каданцев, архитектор Алексей Веснин). Кунгур изображён в виде старого мастера, который держит в руках рог изобилия и сталагмит – символ ледяной пещеры. На скульптуре изображены голова медведя и три волны, символизирующие реки Сылву, Ирень и Шакву. 

Памятник первопроходцам Кунгурского края больше известен как монумент «Ладья Ермака». Его поставили на берегу Сылвы осенью 1991 года. Автор проекта – архитектор Алик Назиров. Монумент выполнен из мрамора, кирпича и металла. 

В августе 2007 года в сквере у Краеведческого музея был открыт памятник почётному гражданину города Кунгура, купцу первой гильдии Алексею Семёновичу Губкину – основателю крупнейшей в России чаеторговой компании, общественному деятелю и меценату. Авторы памятника – скульптор Николай Хромов и архитектор Александр Шипигузов. 

В сентябре 2007 года состоялось торжественное открытие памятного знака и панно путешественнику и исследователю Кириллу Тимофеевичу Хлебникову. Объекты установлены рядом с центральной библиотекой на улице Гоголя. Автор и исполнитель памятного знака – выпускник Кунгурского художественно-промышленного колледжа Игорь Гаркач. 

Новый интересный арт-объект – «Пуп земли» появился на улице Карла Маркса в ноябре 2007 года. Памятный знак изготовлен из гранита в форме полусферы в рамках проекта «Кунгур – центр культуры Пермского края». Около «Пупа земли» располагается роза ветров, указывающая стороны света. На осях полусферы изображены параллели и меридианы. В работе над проектом участвовали мастера Пермского фонда скульпторов. В 2008 году «Пуп земли» стал победителем интернет-конкурса на самый необычный памятник Пермского края, а в 2011 году занял первое место в конкурсе «Лучший существующий объект туризма в Приволжском федеральном округе». 

Ещё одним заметным явлением монументального искусства в Кунгуре стал памятник первому в мире воздухоплавателю – Никите-летуну. Он был установлен в центральной части города – в сквере воздухоплавателей в 2009 году. Памятник увековечил древнейшее желание человека летать. По легенде, во времена Ивана Грозного жил на Руси холоп Никита Крякутный. В 1656 году он смастерил деревянные крылья и спланировал с высокой колокольни. При прыжке Никита остался жив, вот только выходка эта царю не понравилась. Никите отрубили голову, а «дельтаплан» сожгли. Автором этого необычного памятника выступил скульптор Александр Залазаев. 

Есть в Кунгуре и памятник самовару в память о былой славе города как чайной столицы Российской империи. Малая архитектурная форма установлена в 2009 году перед школой искусств на перекрёстке улиц Гоголя и Советской. Верх самовара венчает заварочный чайник, а под краником находится чайная кружка с блюдцем. Автор проекта – Геннадий Меркурьев. 

В 2014 году возле Кунгурской ледяной пещеры был открыт памятник первому экскурсоводу пещеры Александру Тимофеевичу Хлебникову. Создатель бюста – кунгурский скульптор Татьяна Нелюбина.

8. Соборная площадь

На месте бывшей Кунгурской крепости, в историческом центре города, сегодня находится Соборная площадь. Она получила своё название по двум главным храмам - Благовещенскому и Богоявленскому. К сожалению, оба собора не сохранились до наших дней. От православного ансамбля площади уцелела только Малая Алексеевская церковь, которая была перестроена в конце XIX века из одноимённой часовни.

Ранее на территории кремля находилась старая деревянная церковь Параскевы Пятницы. Рядом с ней в 1700 году был заложен Благовещенский собор. Прилегающая к храмам территория и стала прообразом Соборной площади Кунгура. В 1740 году завершилось строительство каменного Богоявленского храма на месте сгоревшей Параскевинской церкви. В 1894–1918 годах храм был перестроен. 

В 1780 году прожектированный план Кунгура, составленный петербургским архитектором Иваном Лемом, впервые зафиксировал границы Соборной площади. Её территория была ограничена современными улицами Ленина, Советской и Гоголя, а также не существующей ныне улицей Спасской. Улица, которая идёт вдоль Соборной площади, в старину была известна как Благовещенская. С 1663 года вдоль неё проходил первый земляной вал, защищавший посад. В конце XVII века на высоком берегу реки Сылвы у границы земляного города началось строительство деревянных зданий девичьего Богословского монастыря. В середине XVIII столетия, после упразднения обители, её храм передали верующим. Вместо деревянного здания возвели каменное. 

Малая Алексеевская церковь была построена в 1884 году из Алексеевской часовни на средства кунгурских купцов-кожевников братьев Пономарёвых, выполнявших волю их умершего отца по возведению нового Богоявленского собора. Перестроена в 1894 году по проекту архитектора Ивана Ивановича Мартемьянова. Сегодня является объектом культурного наследия регионального значения. 

11 сентября 1894 года епископ Пермский и Соликамский Пётр совершил освящение храма. Алексеевская церковь была закрыта 9 января 1931 года. Впоследствии в её здании находились тир, парикмахерская, контора квартирно-эксплуатационной части района, библиотека имени Рябинина, размещался музыкальный взвод воинской части. В 2006 году здание храма было возвращено верующим. Сегодня это одноэтажное здание увенчано главкой с крестом. Рядом с ним на площади - ажурный металлический крест на каменном постаменте, окружённый чугунной решёткой. Поклонный крест установлен в честь двухтысячелетия христианства. 

На Соборной площади начинался знаменитый Кунгурский рынок, доминантами которого служили здания Гостиного двора, Малого гостиного двора, Киттарского корпуса и частных лавок. Одним из главных символов купеческого Кунгура является Гостиный двор, построенный в 1865–1876 годах по проекту Рудольфа Иосифовича Карвовского. Внушительный восьмигранный корпус магазина служит украшением центральной части города. Одним из фасадов он выходит на Соборную площадь, которая остаётся местом оживлённой ярмарочной торговли. В XIX веке в официальных документах Гостиный двор именовался Верхними торговыми рядами, а сейчас жители Кунгура ласково называют его «Круглый». 

В начале 1930-х годов на волне «эпохи перемен» был разрушен уникальный храмовый ансамбль площади. Чудом удалось сохранить здание Гостиного двора, за него вступились рабочие кунгурских кожзаводов. Постепенно к новому облику площади привыкли. Прижилось со временем и её новое имя – Емельяна Пугачёва. 

Историческое название центральной площади города было возвращено в 2001 году по решению Кунгурской городской думы. Официальную же «прописку» здесь сегодня имеют лишь Гостиный двор да духовно-просветительский центр, разместившийся после переезда детской библиотеки из здания Алексеевской церкви. 

Соборная площадь хранит немало загадок. На её территории, например, находится один из старейших некрополей города, где, по данным пермских археологов, нашли свой последний приют около 2500 человек.

9. Тихвинский храм

«Славен Кунгур церквами», – говорили в старину. На улице Ситникова (ранее Сылвенская) рядом с исторической усадьбой известного купца Ефима Яковлевича Дубинина возвышается ансамбль одного из самых красивых храмов Кунгура  Тихвинского. Он был построен во второй половине XVIII века.

Храм назван по одноимённой башне (на которой, вероятно, была Тихвинская икона) в бывшем Кунгурском укреплении. История церкви началась в 1694 году, когда жители Кунгура подали прошение царю Петру Алексеевичу основать в городе женский монастырь. 

Тихвинская церковь строилась в 1758–1765 годах (перестроена в 1882–1884) на месте храма упразднённого девичьего монастыря. Главный придел Тихвинской иконы Богородицы был освящён 24 мая (4 июня) 1763 года. За два года до этого монастырь переехал в Екатеринбург (ныне Ново-Тихвинский монастырь), поэтому храм в Кунгуре стал приходским. 

Как следует из архивных документов, кунгурский воевода Юрий Афанасьевич Матюнин пожертвовал на строительство храма 700 рублей личных сбережений. 

Четверик храма венчает первый в Кунгуре карниз с «жучковым» фризом (когда кирпич выложен буквой «ж»). Такой же орнамент украшает антаблемент (горизонтальная конструкция, лежащая на колоннах) наличников с завитками и полуколонками и кубические основания главок. 

Главным сокровищем храма была чудотворная икона Богоматери Тихвинской. Она, согласно легенде, спасла Кунгур от пугачёвских войск во время последнего штурма в 1774 году. 

Храм перестраивался в 1880-х годах на средства купца Алексея Семёновича Губкина и его родственников. В этот период к храму была пристроена трапезная с притвором и столпообразная колокольня высотой около 60 метров. 

В 2000-х годах начались работы по восстановлению здания церкви - был проведён капитальный ремонт колокольни и кровли, над четвериком возвели пять изящных луковичных глав. В 2004 году в храм привезли и установили 11 колоколов, изготовленных в городе Каменске-Уральском. 

В 2008 году в интерьере храма установили новый пятиярусный иконостас с 42 иконами, изготовленными палехскими мастерами. Палех - это посёлок в Ивановской области, славившийся своими иконописцами ещё с допетровских времён. 

Если подняться на колокольню Тихвинского храма, можно с высоты птичьего полёта разглядеть прекрасную панораму Кунгура. От Тихвинской церкви открывается красивый вид на засылвенскую часть Кунгура с Преображенской и Всехсвятской церквами и на нижнюю часть города с Успенским храмом. 

Преображенский храм (построен в 1768–1782, перестроен в 1848–1858 годах) напоминает парусное судно по своей форме. Строительство храма велось на средства президента Кунгурского городового магистрата Ивана Михайловича Хлебникова, который умер в декабре 1774 года. 

Всехсвятская церковь (1844–1847) была заложена епископом Пермским и Соликамским Аркадием 28 мая 1844 года. Этот храм известен тем, что в 1996 году его посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 

Успенский храм (1761–1765, 1851–1871) строился на средства Ивана Михайловича Хлебникова на месте уничтоженной пожаром старой деревянной церкви. В 1935 году храм был закрыт. Долгое время в здании располагались общежитие Кунгурского машзавода, клуб и спортивная школа. Лишь в 2014 году после долгого перерыва в Успенском храме был отслужен первый молебен, символизирующий начало новой приходской жизни.

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх