Кунгур - город на Сибирском тракте

Кунгур, Тур

Кунгур был известен как богатый торгово-промышленный город, настоящая «купеческая республика». Такую славу он приобрёл благодаря выгодному расположению на важной государевой дороге – Великом Сибирском тракте. 

Аудио

«Пуп земли»
Администрация Кунгурского муниципального района
Вступление
Гимн Кунгуру
Гончарная лавка
Городовой магистрат
Городская управа
Гостиный двор
Заключение
Киттарский корпус

1. «Пуп земли»

2. Администрация Кунгурского муниципального района

3. Вступление

4. Гончарная лавка

5. Городовой магистрат

6. Городская управа

7. Гостиный двор

8. Заключение

9. Киттарский корпус

1. «Пуп земли»

Наше путешествие по Сибирскому тракту, который проходил и через Кунгур, начинается от «Пупа земли», в самом центре города.

Памятный знак был установлен в 2007 году и свидетельствует о любви и уважении кунгуряков к своему городу. В истории Кунгура были времена, когда он был центром – Пермской провинции с 1737 г., а после – Кунгурского уезда Пермской губернии. 

Сегодня город Кунгур – один из известных культурных и туристических центров России, куда ежегодно приезжают тысячи гостей. Если Вы посмотрите на этот памятник, то увидите, что его окружает кольцо с названиями известных городов мира. На нем указано расстояние, которое разделяет этот старинный город от мировых столиц. С каждым из этих городов Кунгур связан экономическими или культурными связями. Местные жители и гости считают, что если прикоснуться к «Пупу земли» и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Место для знака «Пуп земли» выбрано неслучайно. Именно здесь пересекались основные торговые магистрали. Кроме Сибирского, через Кунгур проходили Бирский и Гороблагодатский тракты. Здесь же, на берегу реки Сылвы, располагались две пристани – пассажирская и грузовая, работали лодочная и паромная переправы. Рядом с «Пупом земли» возвышается памятник первопроходцам Кунгурского края. В народе он известен как «Кораблик». Эта ладья напоминает о первых русских поселенцах Кунгурского края. По легендам они приплыли сюда вместе с атаманом Ермаком, покорителем Сибири. В то время основной транспортной артерией края была река Сылва. Её название переводится с коми-пермяцкого языка как «талая вода». Так река была прозвана за высокий уровень талых вод в весенний период. А теперь предлагаем продолжить наше путешествие по Сибирскому тракту – вверх по лестнице, по улице Гоголя до Кунгурской библиотеки им. Хлебникова. Именно здесь проходила большая часть Сибирского тракта. Вдоль неё были разбиты торговые площади, возведены магазины и гостиницы, купеческие и мещанские особняки, общественные сооружения. Все это Вы сможете увидеть, поднимаясь вверх по лестнице.

2. Администрация Кунгурского муниципального района

Рядом с самоваром расположено двухэтажное здание в стиле историзма. Здесь размещается администрация Кунгурского муниципального района, а в начале XX века была гостиница «Номера Щербакова».

В Кунгуре, как и в других российских городах, самыми распространёнными местами отдыха для приезжающих были постоялые дворы. Для более солидной публики, путешественников, артистов, купцов, а позднее и туристов, предназначались гостиницы. Одна из них была построена в начале ХХ века кунгурским купцом Щербаковым. Номера Щербакова находились в самом центре торгового Кунгура. Рядом проходил Сибирский тракт. Гостиничные номера были обставлены с роскошью: кровати с пружинными матрасами, мраморные умывальники, гардеробы, комоды, венская мебель. Для удобства приезжающих в здании открыли и ресторан. Осенью 1918 года дом оказался в центре военно-политической жизни Кунгура. Здесь находился штаб 30-ой стрелковой дивизии. Ею руководил Василий Константинович Блюхер. После гражданской войны здесь размещался Дом крестьянина. В городской газете «Искра» о нем писали: «Существует такой дом, где за 15 копеек в сутки каждый из приезжающих имеет теплую комнату, постель, комнату для умывания, бесплатный чай, дешевый обед, и совет, и справку по любому вопросу». (Пройдите по улице Советской до конца квартала).

3. Вступление

Кунгур был известен как богатый торгово-промышленный город, настоящая «купеческая республика». Такую славу он приобрёл благодаря выгодному расположению на важной государевой дороге – Великом Сибирском тракте.

Это была самая длинная сухопутная дорога в мире – примерно восемь с половиной тысяч верст или девять тысяч километров. Более двухсот лет тысячи карет и купеческих караванов ехали по этой дороге из Москвы в Сибирь и дальше – в Кяхту на границу с Монголией. Из Европы везли мануфактуру и  вина, из Азии – чай, шелк и пряности. Пушнина и соль определили интерес русских купцов к уральским и сибирским неизведанным землям. О богатстве земель ходили легенды, будто в этих краях  «из облаков вместо дождя и снега падают белки, куницы и соболя, и разбегаются в огромных количествах по лесам». Пока осваивали земли за Уралом, туда везли так называемый «сибирский хлеб» - муку, крупу, толокно, ведь своего хлеба там не выращивали. Поиски путей через Уральские горы начались еще в XI веке, и все сибирские дороги проходили по пермской земле. После похода Ермака для заселения и обустройства новых территорий нужны были дороги, которые должны соединить части огромного государства. С конца XVI века главная государственная сибирская дорога проходила от Соликамска до Верхотурья. По имени ее первооткрывателя Артемия Бабинова ее называли Бабиновской. Царским указом предписывалось в Верхотурье создать таможню и брать десять процентов от провозимых товаров и наличных денег. Другие пути в Сибирь были объявлены незаконными, и за попытку миновать таможню купцов били плетями, а товар отбирали. Но нашлось немало бесстрашных и предприимчивых людей, которые искали новые пути в Сибирь, минуя Верхотурскую таможню. Уже в XVII веке купцы со своими караванами начали проезжать из центра Русского государства в Сибирь через Кунгур, на свои деньги и своим трудом обустраивая новую и тогда еще незаконную дорогу. По указу Екатерины II дорога из Москвы в Сибирь, проходившая через Кунгур, официально стала называться Московско-Сибирским трактом. В конце XVII века по обе стороны дороги стали сажать березы на расстоянии четырех аршин друг от друга. Они помогали путникам не сбиться с дороги  снежной зимой и в осеннюю распутицу. Старые березы вдоль тракта во многих местах до сих пор называют «екатерининскими» и жители уверяют, что посадила их сама государыня! Город, стоящий на такой дороге, просто не мог не стать купеческим, торговым, ярмарочным, с особыми традициями, укладом жизни и отношением к путешественникам. По Московскому – Сибирскому тракту ежегодно проходили около ста тысяч подвод и проезжали десятки тысяч ямщиков. В весеннее - осеннюю распутицу Сибирский тракт становился настоящим испытанием для проезжающих. Дорогу критиковали все: чиновники, военные, мирные обыватели. Благодаря бездорожью Кунгур в девятнадцатом веке прославился как «самый большой город Российской империи». Такую славу он приобрёл благодаря одному случаю с иностранным путешественником. В губернской печати сообщалось: «Под вечер экипаж подъехал к городу, и сидевший в нём господин спросил: «Какой впереди город? – Ему ответили: «Кунгур». Проснулся господин ночью и опять спросил: «Какой город мы только что проехали?» Ему ответили: «Кунгур». Приехав по назначению, господин сообщает родным: «Всю Европу и Сибирь проехал, и самый большой город, который встретил, был Кунгур». Большим Кунгур показался потому, что экипаж всю ночь пробирался по  улицам города. 

4. Гончарная лавка

Напротив магазина Кунгурские сладости – на перекрестке улиц Октябрьская и Ленина – Гончарная лавка.

Здесь можно приобрести работы из камня, дерева, лозы, берёсты, текстиля, а также знаменитую на всю Россию кунгурскую керамику. Гончарный промысел – традиционное занятие жителей города. Изделия местных мастеров - корчаги, кринки, горшки, покрытые темно-зеленой глазурью, хорошо продавались на ярмарках по всему Уралу. Кроме этого, в магазине можно выбрать сувениры из уральского «лунного камня» - селенита, ювелирные украшения, а также работы местных художников. (Проследуем дальше через городской парк на Соборную площадь).

5. Городовой магистрат

Рядом с Малым гостиным двором стоит двухэтажное здание бывшего Городового магистрата

Это самое древнее сооружение гражданского зодчества Кунгура. Здание построено на Сибирском тракте в середине XVII века и напоминает крепость. Толщина его стен – больше метра. В старину здесь были Городовой магистрат – орган городского самоуправления, а также пересыльный острог. Улица, на которой он стоит, называлась Острожной, а Сибирский тракт в народе - «Великим кандальным путем». Каторжан вели в Сибирь по сто-двести, иногда по пятьсот человек. Их заковывали в кандалы и связывали друг с другом. Особо опасных преступников летом везли в открытых телегах, а зимой в розвальнях, усаживая друг против друга по три человека, сзади связывая веревками, а позади саней ехал надзиратель с ружьем. По Сибирскому тракту в ссылку через Кунгур проследовали декабристы и их жены, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский и тысячи неизвестных наших соотечественников.

В советское время здание Городового магистрата хотели снести. Для его спасения кунгурские краеведы сочинили легенду, что в нём по пути в сибирскую ссылку останавливался писатель-революционер Радищев. Сейчас здесь находится Краеведческий музей.

Фото с официального сайта Кунгурского краеведческого музея

6. Городская управа

Впереди, на краю площади вы видите трехэтажное светлое здание в стиле классицизм. Это бывшая Городская управа.

Здание построено в XIX веке. В то время это здание было самым высоким в Кунгуре, уступало только храмам. Второй и третий этажи отвели для администрации. Их кабинеты заняли Кунгурская городская дума, городская, мещанская и ремесленная управы. Помещения первого этажа сдавались в аренду. В четырнадцати лавках торговали не только мануфактурой и галантереей, но и аптечными товарами. В советское время в здании размещались различные учебные учреждения. Здание городской управы – настоящее украшение Соборной площади.

7. Гостиный двор

Еще в конце XVIII века вдоль соборной ограды стояли церковные лавки. Они сдавались купцам в аренду. Здесь начинался знаменитый кунгурский рынок.

Справа от вас на Соборной площади находится Гостиный двор – своеобразный символ купеческого Кунгура. Он был построен во второй половине XIX века по проекту архитектора Карвовского. Здание в плане имеет форму замкнутого восьмиугольника. Фасады торговых рядов окружены галереями. Они придают сооружению монументальность и торжественность. Сегодня в Гостином дворе расположены различные магазины, а жители Кунгура называют его «Круглый». На площади в старину были лавки, где торговали пряниками и печеным хлебом. Рядом шла продажа дегтя, изделий из меди и железа. Торговым днем был понедельник. Кипела суета, шли обозы по Сибирскому тракту, останавливались для покупки конской упряжи, колес, веревок, сапог, лаптей, самоваров. Торговали здесь и чаем. Иногда скапливались на торге до двух тысяч человек. Торговый оборот Кунгура уступал только пермскому. В конце 19 века в Кунгуре насчитывалось 27 кожевенных заводов. В городе не только обрабатывали кожи, но и шили обувь, рукавицы, перчатки. Кунгур был крупным торговым центром Прикамья.

8. Заключение

Сегодня в Кунгуре бережно сохраняют старые постройки, придающие городу незабываемый облик. В 1970 году Кунгур был признан историческим городом России.

Стараниями реставраторов, жителей города и благотворителей были выполнены большие работы по восстановлению первоначального облика исторических зданий, в первую очередь храмов. В течение десяти лет тысячи жителей Пермского края и других регионов собираются летом в Кунгуре, чтобы быть свидетелями и участниками фантастического зрелища – фестиваля воздухоплавания «Небесная ярмарка». В небо над городом вздымают десятки тепловых аэростатов. Гостям города предоставляется возможность совершить на одном из них полет. Кунгур является членом Ассоциации малых городов России и связывает свое будущее с туризмом. В 2010 году старания Кунгура в развитии туризма получили первую «пятерку»: глава города был награжден Национальной Премией имени Юрия Сенкевича – это знак высшего признания заслуг города в развитии туризма. Жители Кунгура гордятся своим городом – его реками и живописными окрестностями, величественными храмами и гостиными дворами, делами славных предков и своих современников. Как и в старину, когда через город по Сибирскому тракту проезжали и проходили тысячи людей, Кунгур рад гостям и надеется увидеть их не раз.

9. Киттарский корпус

Напротив особняка Хлебниковых, в конце квартала, стоит двухэтажное здание Киттарского корпуса – ул. Гоголя 27.

Раньше на этом месте находились ветхие рыбные лавки. Проект городского магазина был подготовлен кунгурским архитектором Николаем Воскресенским. Как только рядом устроили тротуары, магазин отдельными лавками стали сдавать в аренду сроком на пять лет. Среди первых арендаторов Киттарского корпуса был купец Яков Колпаков. Здесь он сосредоточил свою виноторговлю. Одновременно на прилавках были выставлены сотни наименований различных вин.

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх