Чусовой

Чусовой, Тур

Чусовской муниципальный район находится на востоке Пермского края. Площадь района составляет 3,5 тысячи квадратных километров.

Аудио

Верхнегородковский детский центр народных ремёсел
Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь
Исторический сквер
Литературный музей В.П. Астафьева
Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»
Музей ОАО «Чусовской металлургический завод»
Мусульманская мечеть
Река Чусовая
Успенский мужской монастырь
Храм Рождества Богородицы в поселке Камасино города Чусового
Центр народной культуры
Чусовской краеведческий музей
Чусовской муниципальный район Пермского края
Этнографический парк истории реки Чусовой

1. Верхнегородковский детский центр народных ремёсел

2. Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь

3. Исторический сквер

4. Литературный музей В.П. Астафьева

5. Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»

6. Музей ОАО «Чусовской металлургический завод»

7. Мусульманская мечеть

8. Успенский мужской монастырь

9. Храм Рождества Богородицы в поселке Камасино города Чусового

10. Центр народной культуры

11. Чусовской краеведческий музей

12. Чусовской муниципальный район Пермского края

13. Этнографический парк истории реки Чусовой

1. Верхнегородковский детский центр народных ремёсел

Верхнечусовские Городки – посёлок с глубокими историческими корнями, несмотря на то, что на этом месте стоит с 1953 года. Он был построен взамен Нижнего Чусовского городка, основанного в 1568 году на левом берегу Чусовой, и Верхнего Чусовского городка, возникшего в 1616 году на правобережье.

Городки служили промышленникам Строгановым для защиты своих владений. Оба посёлка были затоплены водами Камского водохранилища, а их жители переехали в новый посёлок на левом берегу. Пережив переселение, они сумели сохранить прежний уклад и традиции народных ремёсел, которые передавались из поколения в поколение.  

В 1994 году в Верхнечусовских Городках открылся детский центр народных ремёсел. Это событие повлекло за собой всплеск интереса детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству. Сегодня Центр представляет собой постоянно развивающееся образовательное учреждение. Его коллектив находится в постоянном творческом поиске. Пятеро педагогов имеют звание «Народный мастер Прикамья», 16 педагогов – высшую и первую категории.

За годы своей работы педагоги вырастили сотни талантливых юных умельцев. Благодаря творческим успехам маленьких мастеров, Центр приобрёл известность не только в районе и крае, но и в России. За мастерство 14-ти воспитанникам центра присвоено звание «Юное дарование города Чусового», десять ребят получают президентские гранты по приоритетному национальному проекту «Образование».

Дети от пяти до 18 лет осваивают традиционные для Причусовья крестьянские ремёсла, бытовавшие в вотчинах Строгановых.
Девочки постигают секреты рукоделия – ручной и машинной вышивки, ткачества, лоскутного шитья, швейного дела, кружевоплетения на коклюшках и крючком. А мальчики обучаются «мужским» ремёслам –плетению из бересты и ивы, бурачному и бондарному делу, резьбе по дереву, пчеловодству. 

Главная воспитательная идея Центра – «Россия – это и мы». Ребята не только осваивают старинные ремёсла, а ещё и изучают прошлое своего края. В объединении «Юный краевед» при Центре дети знакомятся с историей своего края, встречаются с живущими рядом замечательными людьми, посещают святые места Чусовской земли. 

В течение всего года в Центре работает музей, проводятся мастер-классы для гостей со всего края. Доброй традицией стали художественные выставки детских работ и полотен художников, считающих Верхнечусовские Городки своей малой родиной.

Юные умельцы приобщаются к основам духовно-нравственной культуры своих предков, которые любили свою малую родину, почитали родителей, уважали себя, обладали высокой духовностью, радушием, трудолюбием, сочувствием и умением прощать. Эти дети не станут «Иванами, не помнящими родства». Они достойные наследники старых мастеров. Так в Чусовской глубинке возрождаются и сохраняются мудрые традиции народной жизни и самобытного творчества.

Фото с официального сайта центра

2. Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь

Недалеко от Успенского мужского монастыря, на том же правом берегу Чусовой, расположена Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь. Она основана недавно, в 90-е годы прошлого века.

С 1987 года к настоятелю храма Всех Святых отцу Савватию, в то время иерею Сергию Рудакову, стали проситься на жительство одинокие старушки. Вскоре пришли молодые сестры для ухода за ними, а также желавшие посвятить себя монашескому служению. Так постепенно, общими трудами настоятеля храма и сестер, в 1996 году была утверждена Казанская Трифонова женская пустынь. В 1998 году началась реконструкция храма.

Пустынь находится на высокой Метейной горе. По преданию, жил в этих местах блаженный Метейка, которого часто видели молящимся по ночам на горе. Так и прозвали её люди Метейной.

Под горой течет небольшая речка Усолка, впадающая в Чусовую. Кроме того, у подножия горы есть источник в честь Николая Чудотворца.
Самая старая постройка на территории монастыря – Всехсвятская церковь, построенная в 1862 году на средства Верхнегородковского мецената Павла Кропачева. 

Прежде это была кладбищенская церковь. В 30-е годы прошлого века она была закрыта, её купольная часть и колокольня – снесены, а старинный погост разрушен. Некоторое время в ней размещалась спичечная фабрика. С 1946 года в церкви возобновилось богослужение.  
Сейчас сверкающие купола восстановленного старинного храма видны издалека. Сам монастырь окружён стеной с башенками, чем напоминает паломникам и туристам сказочный замок. 

Главная святыня монастыря – Казанская икона Божьей Матери, которая считается чудотворной. По легенде, она была обретена в XVIII веке в лесу, в водном источнике. Согласно преданию, трижды местные жители приносили икону в приходской храм Рождества Христова. Но всякий раз на следующее утро она вновь чудесным образом оказывалась у источника. В итоге над источником была построена часовня, в которой и стали хранить икону.

Икона чудом сохранилась в советские годы, и сейчас её можно увидеть во Всесвятском храме. Лесной родник, где была обретена икона, бьёт из-под земли до сих пор. Ежегодно сюда совершается крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери.
У монастыря имеется собственное хозяйство. Территория обители в любое время года выглядит очень ухоженной, уютной. Летом повсюду благоухают цветы, среди которых множество роз. Обитель напоминает большой пчелиный улей, в котором все беспрестанно заняты трудом на общее благо. Здесь всегда рады гостям – паломникам и туристам. В трапезной монастыря, по предварительной договоренности, можно пообедать.

Фото: Сергей Ральников

3. Исторический сквер

Микрорайон, примыкающий к станции Чусовская – место для нашего города знаковое. С какими событиями связано основание посёлка Чусовой на одноимённой реке?

В1874 году было начато строительство Чусовского железнодорожного узла на первой на Урале Горнозаводской железной дороге от Перми до Екатеринбурга. Уже через четыре года по всему участку от Перми через Чусовскую – Кушву – Нижний Тагил – Екатеринбург прошёл первый рабочий поезд. В том же 1878 году открылась станция Чусовская. А рядом с ней вырос посёлок Чусовой. Оба названия образованы от имени древней реки Чусовой, несущей свои воды из Азии в Европу.   

Современное кирпичное здание железнодорожного вокзала построено сравнительно недавно, в сентябре 2003 года. На его стене висит мемориальная доска с надписью: «В стоявшем здесь здании вокзала в 1945-1946 годах работал дежурным будущий писатель Виктор Петрович Астафьев». А ещё раньше, в октябре 1945 на перрон станции Чусовская вышли из поезда фронтовики Виктор Астафьев и спутница его жизни Мария Корякина, коренная чусовлянка.  

Поднимемся от привокзальной площади по лестнице вверх, на улицу Матросова. Она ведёт к Историческому скверу. Идея его создания принадлежит Владимиру Николаевичу Маслянке, главному врачу железнодорожной санэпидстанции и по совместительству директору Литературного музея Виктора Петровича Астафьева. 

У входа в сквер посетители видят символический барельеф – взмывающие ввысь Ермаковы лебеди. Это символ вечности и нетленной памяти о великом прошлом Чусовской земли.

Исторический сквер открылся в 1998 году, в честь 120-летия прохода первого паровоза по станции Чусовская. Кстати, настоящий паровоз-памятник стоит на постаменте неподалёку, через дорогу. 

В сквере всё пропитано историей Причусовья. Один из самых оригинальных памятных знаков – лежащий горизонтально чугунный барельеф реки Чусовой. Рядом – стена с пробитым насквозь крестом, символизирующим великое значение завоевания Сибири дружиной Ермака. Отлитый в барельефе на стене легендарный атаман, как будто осмысливает пройденный путь. 

На стене нанесены названия 180-ти поселений начала ХХ века, располагавшихся вдоль Чусовой и входивших в Калино-Камасинскую и Чусовскую волости. Вся композиция выполнена из чугуна руками искусных мастеров Чусовского металлургического завода. На воплощение этого необычного замысла Владимира Маслянки ушло полтора года.  

В центре сквера возносится вверх десятиметровая стальная стела – сень Ксениевского храма. По рассказам старожилов, он был самым красивым в Чусовом. В 1928 году храм был закрыт, а потом разрушен.

На стыке веков и тысячелетий – в 2000 году – в сквере была заложена аллея в честь 55-летия Великой Победы над гитлеровской Германией. А в 2001 году состоялось открытие мемориальной плиты в честь 120-летия образования в городе Чусовом. Памятный знак-книга распахнула свои страницы – летопись народного образования, написанную трудом сотен учителей.

В 2004 году в Историческом сквере, на месте школы рабочей молодежи, установлен памятный знак Виктору Астафьеву. Будущий прозаик учился в школе, совмещая учёбу с тяжёлой физической работой. С жизнью и творческим путём всемирно известного писателя можно подробно познакомиться в Литературном музее.

4. Литературный музей В.П. Астафьева

Чусовой – литературная родина известного российского писателя Виктора Астафьева, ведь в этом уральском городе он написал свои первые рассказы и повести.

В память о великом земляке в 2002 году в Чусовом был создан Литературный музей Виктора Петровича Астафьева. Музей имеет краевой статус и включает в себя два объекта. Прежде всего, стоит побывать в деревянном доме семьи Астафьевых на улице Партизанской, 76, построенном руками писателя. Идея создания музея принадлежит Леонарду Постникову, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации. Именно он, вместе с дочерью Ольгой Леонардовной, собирал первые экспонаты.

Дом небольшой, бревенчатый. В маленькой кухоньке справа русская печь, за нею – лавка, на которой отдыхала няня детей Астафьевых – Секлетинья Опарина. Самодельные полки с посудой, кухонный столик. На полу домотканые половички. Вот так просто жили в послевоенные годы прошлого века многие чусовляне.

В смежной с кухней комнатой слева стоит небольшой диванчик, по моде тех лет украшенный дорожкой с вышивкой. В углу – швейная машинка и вязанье жены писателя – Марии Семёновны. На стене – полка с детскими книгами и открытками. Возле окна – стол с вышитой скатертью, настольная лампа, чернильница. Поздними вечерами, после того, как засыпали дети, начинающий прозаик садился за стол и писал свои первые рассказы. Здесь были созданы книги: «До будущей весны», «Тают снега», «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Где-то гремит война». Рядом с комнатой – маленькая спаленка.

Основная экспозиция и офис литературного музея Астафьева сейчас находится в подвале дома №38 на улице Фрунзе. Это помещение бывшего колбасного цеха. В 1951 году Виктор Петрович подрабатывал здесь вахтёром.

Однажды, во время ночного дежурства, в крохотной комнатушке он написал свой первый рассказ «Гражданский человек», за неимением бумаги – в вахтовом журнале, за что потом получил выговор. Рассказ вскоре был опубликован в газете «Чусовской рабочий», а его автора, будущего писателя с мировой славой, приняли в штат редакции.

Экскурсия по музею начинается обычно с фойе, одна стена которого почти полностью занята большой фотокомпозицией. Вглядевшись в сотни фотографий, составляющих огромную галерею лиц, можно найти копии архивных чёрно-белых снимков семьи Астафьевых. Чусовляне находят на многоликом полотне знакомых – взрослых и юных земляков, участников Малых (детских) Астафьевских чтений. Автор многих фотографий – директор музея, публицист, краевед и фотохудожник Владимир Маслянка. Он определил жанр своей композии как «фотозатеси».

Следующий зал называется «Астафьевский Чусовой», в нём вывешены портреты жителей Чусового, с которыми был дружен Виктор Петрович. Тех, о которых он написал в одной из миниатюр своей знаменитой книги «Затеси». Александр Солженицын создал свой собственный жанр – «крохотки», а Виктор Астафьев – «затеси». В одной из них – «Город гениев» – Виктор Петрович поведал о судьбах, порой трагических, талантливых чусовлян. Это художник Валерий Чаплыгин, музыкант, поэт, изобретатель, художник Владимир Армишев, скрипичных дел мастер Юрий Ситнов и другие.

В этом же зале стоит бюст Ленина. Этот и другие необычные артефакты советского периода нашей истории оказались причудливо связаны с Астафьевым.

В следующем, самом просторном зале, посетителей ждёт немало открытий, прежде всего, разных ипостасей Виктора Астафьева – писателя и человека. Три стеклянные витрины, поставленные в форме открытой книги, символизируют триединство основных периодов творчества Виктора Петровича – пермского, вологодского и красноярского.

Взгляды всех входящих в зал приковывает скульптурная композиция «Царь-рыба», открытие которой состоялось в апреле 2012 года, во время IХ Малых Астафьевских чтений. Автор – пермский скульптор Николай Хромов. Эту работу, в уменьшенном варианте, видел и одобрил сам Виктор Астафьев. А оформление нынешней композиции продумал и воплотил Владимир Маслянка.

Впрочем, уникальную «Царь-рыбу», как и другие экспонаты, лучше увидеть воочию. Приходите в музей, чтобы увидеть всё своими глазами! 

5. Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»

В деревне Кучино Чусовского района находится единственный не только в Пермском крае, но и в России Мемориальный музей истории политических репрессий. Он расположен на месте территории бывшего лагеря для политзаключенных – одного из последних «островов» ГУЛАГа.

Уникальный музейный комплекс больше известен в мире как «Пермь-36».  В 70-е годы прошлого века лагерю присвоили в документах аббревиатуру ВС-389/36. Правозащитники и диссиденты прозвали его по последним цифрам и географической привязке «Пермь-36».

Однако история лагеря началась гораздо раньше – в ноябре 1942 года. На станции Селянка была создана лесная исправительно-трудовая колония № 6. После нескольких переездов, в 1946 году колония была переведена в деревню Кучино, стоящую на берегу реки Чусовой. Основную массу заключённых составляли уголовники. На новом месте они занимались заготовкой леса.

В 1954 году ИТК-6 сменила профиль. Вплоть до 1972 года в лагерь направляли осужденных за преступления сотрудников советских правоохранительных органов.

В начале 70-х годов прошлого века в Советском Союзе усилилась борьба с инакомыслием. Осужденные по политическим статьям в это время содержались в лагерях Мордовии.

Однако условия их содержания и степень изоляции не устраивали власти. Поэтому основную массу «узников совести» решили перевести подальше, в Чусовской район Пермской области. Именно здесь в те годы сложился «Пермский треугольник» – три лагеря для содержания политических заключенных: исправительно-трудовые колонии №35, №36 и №37.

Лагерь в Кучино был максимально защищен от возможных побегов, гарантировал полную изоляцию от внешнего мира. Среди заключенных колонии в 70-е годы появились не только осужденные за инакомыслие. Сюда поместили тех, кто отбывал большие сроки по обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Были здесь и так называемые «националисты», и осужденные за шпионаж.

В 1980 году в «Перми-36» открыли участок особого режима. Сюда помещали «рецидивистов», которые были осуждены повторно за политические преступления. Здесь отбывали срок известные диссиденты – Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Юрий Орлов, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин, Левко Лукьяненко, Балис Гаускас.

Руководство лагеря старалось полностью изолировать этих заключенных от остальных и всего мира, но это им не всегда удавалось. Так, известному украинскому поэту Василю Стусу удалось передать на волю рукопись «Из лагерной тетради». 

Лагерь «Пермь-36» существовал до 1988 года. Идея создания на этом месте музея ГУЛАГа возникла в 1992 году. Четыре года ушло на подготовку музея к открытию. А в 1996 году Музей истории политических репрессий принял первых посетителей. Заброшенные бараки были отреставрированы, воссозданы заново заборы и вышки. В них разместились экспонаты музея.

Экскурсанты проходят по аллее, посаженной заключенными ещё в 1948 году. В экспозициях музея множество фотографий и подлинных вещей узников ГУЛАГа.

На территории участка строгого режима сохранился барак, а также штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, штаб, водонапорная башня. Особо впечатляет посетителей музея прогулочный дворик, в который выводили заключенных. Это крохотное помещение – по два метра в длину и ширину – с колючей проволокой сверху.

В производственной части участка строгого режима можно увидеть мастерские, цех, кочегарку, здание дизельной электростанции, пилораму.

С 2005 года ежегодно на территории музейного комплекса проходит Международный Форум «Пилорама». В его программе – дискуссии, встречи с известными людьми, кинопоказы, фотовыставки, концерты. Здесь посетители могут увидеть и бывших узников «Перми-36», которых обычно приглашают организаторы форума. 

Фото с официального сайта музея

6. Музей ОАО «Чусовской металлургический завод»

Корпоративный музей Чусовского металлургического завода был открыт в 2007 году, в связи с подготовкой к 125-летию завода. Музей находится в здании заводоуправления по адресу улица Трудовая, 13.

Металлургический завод – градообразующее предприятие Чусового. До 1923 года город так и назывался «Чусовской завод». Поэтому история города и завода неразрывны. 

Заводской музей располагается в пяти просторных залах. Здесь размещены экспозиции, посвященные богатой истории предприятия, возникшего на стыке двух индустриальных культур – российской и французской. Завод основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем Сергеем Голицыным и его компаньоном – французом Шарлем Барруеном. 

Зал-визитка помогает посетителям проникнуться атмосферой и особым духом металлургического предприятия. Здесь хранятся знамя Чусовского металлургического завода, орден Трудового Красного Знамени, которым завод награждён в 1979 году, другие награды. 

Экспонаты зала-визитки рассказывают о внешней и внутренней деятельности завода и Объединенной металлургической компании, в составе которой сегодня живет и развивается предприятие. Здесь собран богатый архив фото- и видеоматериалов. 

Исторический зал знакомит посетителей с вехами развития завода с 1879 по 1945 годы. Среди уникальных экспонатов – выполненные на батисте планы старого завода на французском и русском языках, а также семейная реликвия потомков князя Сергея Михайловича Голицына – одна из его последних прижизненных фотографий. 

Ещё один дорогой для заводчан экспонат – фрагмент металлоконструкции доменной печи № 1. Печь была построена ещё в 1894 году по французской технологии. Посетители с интересом знакомятся и с военным периодом истории предприятия. Чусовские металлурги внесли большой вклад в Победу над гитлеровской Германией. Осенью 1941 года на ЧМЗ начали работу четыре цеха специального назначения, выпускавшие снаряды для фронта. Чусовские металлурги построили и отправили на фронт бронепоезд «Щорс». 

Экспонаты зала производства рассказывают о техническом потенциале завода и видах выпускаемой продукции. Здесь представлен макет легендарной домны 2-БИС, которая была построена во время Великой Отечественной войны за рекордно короткий срок – 6,5 месяцев. 

Экспозиции зала современности отражают всё, чем живет сегодня завод: традиции и новые элементы корпоративной культуры, церемонии награждения премией фонда имени Сергея Михайловича Голицына. 

Демонстрационный зал создан для проведения различных встреч, собраний и конференций. Он рассчитан на прием 30 слушателей. В нём организуются персональные и совместные выставки картин чусовских художников, размещается коллекция изобразительного искусства музея. 

Двери корпоративного музея открыты для всех, здесь проводятся экскурсии для разных групп населения. Его посещают не только работники и ветераны завода, но и гости района, учителя и школьники города и края, иностранные делегации. В музее проходят различные мероприятия – конференции, круглые столы, заседания, встречи с руководством завода и компании. 

Музей постоянно развивается, его коллекции пополняются. Он является важной оставляющей корпоративной культуры металлургического завода, позволяет глубже осмыслить историю предприятия и лучше понять современную ситуацию. 

Сегодня на предприятии закрываются старые цеха с устаревшим оборудованием, идёт подготовка к строительству нового трубно-сталеплавильного комплекса. Интересно, что у административно-бытового корпуса завода вырос музей доменного производства под открытым небом. Таким образом, на заводе стараются сохранить для потомков списанную технику, на которой работали несколько поколений чусовских металлургов.

7. Мусульманская мечеть

В конце XIX века в Чусовском заводе (так назывался тогда посёлок) татары и башкиры проживали в основном на берегу реки, и в народе этот район назывался Новая деревня. Именно здесь появилась первая деревянная мусульманская мечеть. За сотни километров от родных мест, осваивая русский язык и рабочие профессии, приезжие татары и башкиры, старались сохранить свои национальные традиции.

Мечеть существовала в посёлке ещё в начале XX века. Однако после Октябрьской революции 1917 года её постигла участь большинства культовых сооружений. В конце 30-х годов прошлого века мечеть закрыли.

В татарских и башкирских семьях, особенно в тех, где жили старики, в советские годы продолжали соблюдать религиозные обряды. В некоторых семьях сохранились старинные мусульманские книги, Коран, коврики для молитвы (намаза) – намазлыки, самодельные четки из косточек фиников.

Все эти годы чусовские мусульмане мечтали построить свою мечеть.

В начале 1994 года в Чусовом была зарегистрирована мусульманская религиозная организация. Самые активные татары-аксакалы, при поддержке бывшего директора Чусовского металлургического завода Ирека Губайдуллина, обратились в городскую Думу с просьбой выделить место для строительства мечети в новой части города. И место было определено – у городского парка.

Первый камень в фундамент Чусовской Соборной мечети был заложен 10 июля 1998 года. Строительство то и дело останавливалось из-за отсутствия средств. Благодаря пожертвованиям верующих оно, наконец, завершено.

Даже недостроенная мечеть стала центром общения мусульман. Первая проповедь состоялась здесь ещё в 2010 году, когда здание было подведено под крышу. В 2013 году её достроили. 18 октября состоялось официальное открытие мечети. Это был настоящий праздник для всех мусульман Чусовского района, которого они ждали целых 15 лет.

С тех пор в мечети произошли кардинальные изменения, во многом благодаря усилиям имам-хатыба Фаека Шайхутдинова. Выполнена внутренняя отделка помещений, построена собственная котельная, которая обеспечивает здание теплом. Теперь трёхэтажное каменное здание мусульманской мечети с двумя высокими красивыми минаретами является украшением города. 

Фото: Сергей Никитин

8. Успенский мужской монастырь

Древняя Чусовская земля имеет богатую историю, уходящую корнями вглубь веков. В низовьях реки Чусовой, на правобережье, есть интересные, исторически значимые и живописные места. Они связаны с двумя легендарными людьми – с Ермаком Тимофеевичем и святым Трифоном Вятским.

В XVI веке именно здесь появился первый населенный пункт на реке Чусовой. Нижний Чусовской городок возник в 1568 году, когда Якову Аникиевичу Строганову были жалованы земли по Чусовой. А в 1581 году отсюда отправилась в свой исторический поход на покорение Сибири дружина Ермака.

К сожалению, в середине XX века Нижний Чусовской городок ушел под воды Камского водохранилища. Единственное, что от него осталось – небольшой островок посреди реки. 

На островке установлен памятник Ермаку. О героическом подвиге Ермака и его дружины в Чусовском районе помнят. 

Ещё один памятник легендарному казачьему атаману был установлен в 2013 году в городе Чусовом. Ежегодно в посёлке Верхнечусовские Городки проходит межрегиональный фестиваль исторических традиций и казачьей культуры «Ермакова братина».

Помнят чусовляне и Преподобного Трифона Вятского. На высоком правом берегу Чусовой, напротив уцелевшего от затопления островка, раскинулось старинное село Успенка. В 1580 году в этом месте молодой странствующий монах-миссионер Трифон с позволения солепромышленника Якова Строганова основал монастырь. 

В 1764 году Успенский мужской монастырь был упразднен, а на его месте возникло село Успенка. Его история насчитывает уже более четырёх столетий. Сейчас главная достопримечательность села – величественный старинный Успенский храм. Каменный храм был освящен 11 сентября 1864 года во имя Успения Божией Матери. В 1933 году он был закрыт, а священнослужители репрессированы. 

В разное время здесь размещались школа, клуб, склад удобрений. Лишь в 1997 году храм был восстановлен – как скит мужского монастыря.

Около храма – звонница с колоколами. Ниже, на крутом берегу Чусовой, стоит изящная деревянная часовенка в честь Трифона Вятского, построенная в 2003 году. По легенде, в этом месте четыре века назад Трифон собственноручно возвёл часовню. Отсюда, с небольшой смотровой площадки, открывается широкая, захватывающая дух красотой панорама долины реки. 

Под горой бьет святой источник, также названый в честь Преподобного Трифона. Сюда приезжает множество желающих исцелиться паломников из разных уголков России. Над источником – деревянная часовня. Здесь же сооружена купель, в которой можно искупаться. 
Особенно много желающих окунуться в купель и набрать святой воды прибывают сюда ежегодно 19 января, на Крещение: несмотря на мороз, к купели выстраиваются огромные очереди.

Фото: Татьяна Малкова

9. Храм Рождества Богородицы в поселке Камасино города Чусового

Храм Рождества Богородицы – самый древний в Чусовом. Он был построен при помощи графов Строгановых в селе Камасино в 1745-1775 годах на правом берегу реки Чусовой.

На этом месте когда-то уже стояла старинная церковь конца XVI века с тем же названием. Возможно, в неё заходил помолиться Ермак со своими казаками, отправившись из Нижнего Чусовского городка по реке Чусовой в поход на завоевание Сибири. Камасино было последним русским поселением на пути дружины казачьего атамана в сибирские земли.

В переписях строгановских владений за 1579 год уже значится село Камасино. Это первое поселение на нынешней территории Чусового. Всего в сельце тогда насчитывалось 22 двора с 33 жителями мужского пола. Службы в Рождество-Богородицкой церкви вел поп Назарий, которому помогали дьячок Дёмка, пономарь Петрушка и трапезник Анисимков.

Камасино не случайно появилось именно здесь, на слиянии трех рек – Усьвы, Вильвы и Чусовой, что позволяло круглый год держать под контролем водные транспортные магистрали. Жителям села отводилась роль передового дозора для предупреждения и защиты от нападений сибирских орд на русские поселения в нижнем течении Чусовой. 

Камасинский Храм Рождества Богородицы – одна из жемчужин старинной деревянной архитектуры Пермского края. Сохранившийся до наших дней храм построен из моченой лиственницы, одними топорами. В конце XVIII века, с появлением пил, его обшили снаружи досками из лиственницы. 

В конце ХIХ века Камасинская церковь объединяла около 600 прихожан из 12 деревень округи, имела 99 десятин земли. Священником в ней служил Константин Сергеевич Успенский, а церковным старостой был Петр Андреевич Митрофанов.

В годы революционных событий ХХ века священники этого храма были расстреляны. Старое кладбище, окружавшее храм, снесли и распахали под пашню. В 1937 году в храме разместили детский спецприемник-распределитель системы НКВД. 

В 60-е годы прошлого века с храма сняли купола и разрушили колокольню. К 1996 году все вспомогательные постройки рядом с храмом обветшали, и детский распределитель пришлось перевести в другое место.

Для восстановления исторической справедливости группа верующих православных чусовлян направила в администрацию города письмо с просьбой вернуть им здание старинного храма. Вопрос был решен положительно. Затем в Пермскую Епархию Архиепископу Афанасию было направлено прошение о назначении на приход штатного священника. 

В феврале 1997 года иерей Сергий Горбов был направлен в храм поселка Камасино, в котором служит и сегодня. За это время в храме и на его территории был сделан ремонт. В храме установлен новый иконостас. На месте купола и колокольни воздвигнуты деревянные кресты. 
На спонсорские средства была построена звонница, радующая прихожан серебряным звоном шести колоколов. Камасинский храм Рождества Богородицы состоит на учете памятников архитектуры Пермского края и является собственностью Русской Православной Церкви. 

Фото: Татьяна Малкова

10. Центр народной культуры

Чусовская земля издревле славилась своими мастерами – плотниками, бурачниками, бондарями, кружевницами, вышивальщицами. Для того, чтобы возродить старинные традиции народного творчества и дать им возможности развиваться в новых условиях, в июне 2010 года в Чусовом было открыто муниципальное автономное учреждение «Центр народной культуры».

Центр стал, как магнитом, притягивать не только народных умельцев, но и многих чусовлян, гостей города и района, стремящихся приобщиться к искусству, творческим традициям. Центр народной культуры участвует в организации ярмарок народных ремёсел краевого фестиваля казачьей культуры «Ермакова братина».

Центр участвует и в краевом фестивале народного творчества «Здравствуй, провинция!». Жителям Чусового полюбился «Семёновский торжок» – фестиваль творческих коллективов, народных промыслов и ремёсел.

По сути, в городе удалось возродить древнюю традицию Семёнова дня, который отмечался 14 сентября. Этим днём заканчивалось лето и начиналось «Бабье лето». В Чусовском районе «Семёновский торжок» – праздник урожая. Каждый год на площадку перед Центром народной культуры съезжаются на ярмарку фермеры. Горожане могут купить здесь овощи, мёд, саженцы, цветы. Рядом проходят ярмарка народных промыслов, концерты, игры для детей и взрослых.

Выставочный зал Центра сегодня – это место паломничества любителей искусства. Здесь постоянно проходят выставки художников, скульпторов, мастеров разных видов прикладного искусства из Чусового и других городов Пермского края. Открытие выставки превращается в праздник общения авторов работ со зрителями.

Доброй традицией стали мастер-классы, семинары-практикумы для чусовлян по живописи, многочисленным направлениям декоративно-прикладного искусства. Под руководством профессионалов рукодельницы получают возможность освоить новые технологии и сделать своими руками стильные вещицы, бижутерию, предметы быта, украшения. В Центре проходили мастер-классы по декупажу, бурачному делу, плетению на коклюшках, народной кукле, вышивке крестом и художественной гладью, лозоплетению и многим другим ремёслам.

У Центра народной культуры есть филиал в посёлке Верхнечусовские Городки – «Строгановские мастерские».

В старинном посёлке, бывшей вотчине известных российских купцов и промышленников Строгановых, сохранились традиции ремёсел. Благодаря поддержке Центра народной культуры, старые традиции получили новый мощный импульс для дальнейшего развития.

В мастерских работают замечательные рукодельницы. Среди них – кружевница Лидия Николаевна Субботина. Благодаря её мастерству и трудолюбию, налажен выпуск традиционных художественных изделий, украшенных кружевом, – полотенец, столовых наборов, постельного белья. Эти изделия выполняются по старинным строгановским образцам и пользуются заслуженным признанием на районных и региональных ярмарках и фестивалях. Важно, что опытная мастерица обучает молодёжь, детей, делится с ними своими секретами.

В «Строгановских мастерских» работает ещё один уникальный умелец – Александр Владимирович Подвинцев, бурачных дел мастер. Он один из немногих в Прикамье мастеров, кто владеет традиционной уральской технологией обработки бересты. Подвинцев щедро делится своим опытом с детьми, проводит для них мастер-классы.

Благодаря разнообразной деятельности Центра народной культуры в Чусовском районе поддерживается преемственность вековых творческих и этнических традиций.

Фото с официального сайта администрации г. Чусового

11. Чусовской краеведческий музей

Чусовской краеведческий музей находится в центре новой части города, в цокольном этаже жилого дома.

Его история необычна. Основу фондов музея заложил в 1957 году учитель рисования, труда, музыки и физкультуры школы №11 Иван Витальевич Звегинцев. Он сумел увлечь детей краеведением и организовал школьный музей. Отряд «Следопыт» под руководством учителя, по заданию пермских учёных, проводил археологические разведки, участвовал в раскопках. Только один отдел археологии насчитывал более одной тысячи экспонатов. 

Не случайно на основе школьной коллекции в 1967 году был образован городской краеведческий музей – первый музей города и района. Тогда он работал на общественных началах, и возглавлял его по-прежнему Звегинцев. 

Следующий период становления музея – заводской. В 1975 году он перешёл на баланс Чусовского металлургического завода. Спустя два года музею было передано просторное помещение площадью триста квадратных метров, в котором он находится и поныне. Фонды музея пополнились большим количеством документов – в основном фотографиями ветеранов войны и труда металлургического завода, заслуженных и почётных металлургов. 

В 1994 году музей вновь был принят в муниципальную собственность. Сегодня его фонды насчитывают более 20 тысяч единиц хранения. 
Одна из самых интересных – естественнонаучная коллекция. В ней есть чучела зверей и птиц, кости ископаемых животных возрастом 9-12 тысяч лет, окаменелости, отпечатки растений и живых организмов, обитавших в Пермском море более трёхсот тысяч лет назад лет, минералы и полезные ископаемые. Древние артефакты найдены в окрестностях Чусового и ближайших сёл. На территории района открыто более 80 археологических памятников от эпохи палеолита до русского средневековья. 

Посетителей музея неизменно привлекает коллекция предметов родановской археологической культуры IХ – ХIV веков – наконечники стрел, копья, фрагменты упряжи, ложки-льячки, формы для литья, подвески, бусы, кольца. Экспонаты рассказывают о древнейшей истории коренного населения края – предков современных коми-пермяков. Интересна и коллекция старопечатных книг. Главное её сокровище – уникальная псалтырь 1684 года.

В нумизматической коллекции музея более трёх тысяч единиц хранения – монеты, боны, боевые и трудовые награды, значки. Посетители не обходят вниманием клад екатерининских пятаков ХVIII века и с интересом слушают загадочную историю его обретения.  
Никого не оставляют равнодушными экспонаты по истории Великой Отечественной войны – медальон смерти, зажигалка, немецкий телефонный кабель, патроны с мест боев Второй Ударной Армии. В экспозиции представлена военная продукция Чусовского металлургического завода – боеголовки снарядов «Катюши», противотанковые снаряды.

В музее бережно хранятся материалы о знаменитых чусовлянах – Героях Советского Союза и Героях труда, Почетных гражданах, писателях, ученых, спортсменах, врачах, педагогах, участниках Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов, местных краеведах. 

Музей располагает богатым книжным собранием: в нём более тысячи экземпляров краеведческой и музееведческой литературы. На основе фондов музея его сотрудники, а также учёные, студенты и школьники проводят различные исследования.

Сегодня в муниципальном музее три постоянные экспозиции, отражающие разные периоды истории города и района. Ежегодно проводится несколько выставок, которые охватывают временной период с IХ века до наших дней. Выставки знакомят чусовлян и гостей города с историей, природой, духовной культурой, декоративно-прикладным искусством Причусовья, с творчеством местных художников. Здесь проводятся экскурсии, игры, викторины, мастер-классы, встречи, дни открытых дверей, праздники.

Музей стал местом культурного общения для людей разного возраста – от дошкольников до пенсионеров.

Фото с официального сайта музея

12. Чусовской муниципальный район Пермского края

Чусовской муниципальный район находится на востоке Пермского края. Площадь района составляет 3,5 тысячи квадратных километров.

С востока на запад его территорию пересекает красивейшая река Урала – Чусовая, многие века служившая местным жителям единственной транспортной артерией.

Люди с давних времен населяли земли района. На его территории учтён 51 памятник археологии регионального значения. Древнюю историю о первобытном человеке хранят скалы реки Чусовой. В гроте Большом Глухом, неподалёку от города Чусового, археологи нашли стоянку древнейшего человека. Здесь жили люди в эпоху раннего палеолита, около 70 тысяч лет назад. 
Активное развитие территории началось после того, как в 1568 году царь Иван Грозный пожаловал эту землю промышленникам Строгановым. Район осваивался по берегам реки Чусовой.

События, происходившие здесь, повлияли на всю историю России. В 1581 году из Нижнего Чусовского городка отправился на войну с сибирским ханом Кучумом казачий атаман Ермак Тимофеевич со своей ратью. Спустя пять лет в одном из сражений Ермак погиб. Но в результате нескольких военных походов Русское государство приросло огромными пространствами Сибири.

Мощный импульс развитию территории дало строительство железной дороги. Во второй половине ХIХ века была построена железнодорожная ветка Пермь-Екатеринбург, пролегающая через будущую станцию Чусовскую. Однако маленький пристанционный посёлок вряд ли смог вырасти в город, если бы рядом не был построен металлургический завод. Он основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом. Вокруг завода сначала вырос посёлок, а затем и город Чусовой.

Территория района обладает значительными природными ресурсами. Основным из них является лес. В районе организовано 20 особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Полезные ископаемые Причусовья представлены месторождениями песчано-гравийных смесей, песка, глины, торфа, нефти и газа, гипса, строительного камня, известняка. В 1929 году в окрестностях посёлка Верхнечусовские Городки группа геологов под руководством профессора Павла Преображенского открыла месторождение нефти – первое на территории Пермской области. 

Вскоре была введена в эксплуатацию первая промышленная скважина. Её ласково называли «Бабушка». Разведка и добыча нефти в Пермской области получили настолько большие масштабы, что регион получил название «Второе Баку». Так начиналось развитие Уральско-Волжской нефтяной области. 

Промысел был остановлен в 1945 году, когда запасы «чёрного золота» иссякли. Теперь об истории первого в Прикамье нефтепромысла напоминает памятник на обочине автодороги Пермь – Чусовой, на отвороте в сторону Верхнечусовских Городков. Высокую стелу венчает чёрный блестящий шарик – символическая капля нефти. Этот памятник открыт в 2009 году в честь 80-летия пермской нефти.

Сейчас основу экономики Чусовского района составляют чёрная металлургия, лесозаготовительная, мукомольная, пищевая, молочная отрасли, сельскохозяйственное производство.

Чусовской район имеет выгодное транспортно-географическое положение. Он находится на границе Евро-Азиатского континента и связан с прилегающими областями: Свердловской, Тюменской, республиками Удмуртия и Башкортостан.

Богато культурное наследие территории: Музей легендарного Ермака, предметы крестьянского быта, памятные знаки сосредоточены в Этнографическом парке истории реки Чусовой, интересные экспозиции сформированы в Чусовском краеведческом музее. 

С Чусовым связано становление писателя Виктора Петровича Астафьева. Примечательно, что с этим городом так или иначе связаны судьбы более пятидесяти талантливых и самобытных литераторов и журналистов, таких, как Мария Семёновна Астафьева-Корякина, писатель — фронтовик Олег Константинович Селянкин, один из ведущих литературных критиков страны, писатель Валентин Яковлевич Курбатов, известный поэт Юрий Александрович Беликов.

Начиная с 80-х годов прошлого века, чусовские спортсмены, в том числе, воспитанники детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Огонёк» показывают высокие результаты на соревнованиях мирового уровня. Чусовляне известны успехами в санном и горнолыжном спорте, фристайле, кик-боксинге, дзюдо, в тяжелой атлетике и боксе. Олимпийские чемпионы – чусовляне Михаил Девятьяров (лыжные гонки) и Сергей Шуплецов (фристайл). Восемнадцать наших земляков включены в состав сборной команды России на Олимпиаде 2014 года.
Благодаря своему выгодному географическому положению, богатому историческому прошлому, уникальным памятникам природы, интересным культурным объектам, наш район обладает огромным потенциалом для развития туризма. Добро пожаловать в Чусовской район!

Фото с официального сайта администрации г. Чусового

13. Этнографический парк истории реки Чусовой

Этнографический парк истории реки Чусовой – место для территории знаковое, особенное. Он находится неподалёку от города Чусового, в живописной котловине, окружённой со всех сторон горами. На склонах одной из них – Арининой горе – проходят тренировки и соревнования по зимним видам спорта (фристайл, горные лыжи, сани).

Этнопарк создан осенью 1981 года основателем и первым директором Чусовской специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва «Огонёк» Леонардом Постниковым. Сейчас этнографический парк возглавляет Ольга Постникова – дочь Леонарда Дмитриевича. 

Стараниями семьи Постниковых и многих энтузиастов на берегу горной речки Архиповки создана небольшая музейная «деревенька», главную ценность которой составляют памятники деревянного зодчества ХIХ – начала ХХ веков. По замыслу Леонарда Постникова, знакомство с бытом и историей предков должно было укреплять сознание юных спортсменов, воспитывать у них гордость за великую историю и культуру своего народа. 

Спортшкола «Огонёк» и этнопарк находятся рядом, на разных берегах Архиповки, и по-прежнему связаны между собой, несмотря на разную ведомственную принадлежность. 

Город Чусовой приобрёл всемирную известность, благодаря своим спортивным «звёздам» – Альберту Демченко, Татьяне Ивановой и трагически погибшему Сергею Шуплецову. Все они – воспитанники школы олимпийского резерва «Огонёк». Когда знаменитые спортсмены приезжают на «Огонёк», непременно посещают этнопарк – это уже традиция. 

В этнографический парк круглый год приезжают тысячи туристов из России и зарубежья. Для них экскурсия по парку – возможность окунуться в подлинную историю. 

Начало музейной деревянной улице было положено в 1981 году, когда Леонард Постников установил здесь деревянную часовенку со звонницей. Привезли их из деревни Махнутино Чусовского района. Уникальный памятник архитектуры начала XIX века – сердце этнопарка, главное его достояние. В часовне был открыт музей истории похода Ермака. Основу экспозиция музея составляет серия картин Заслуженного художника России Павла Шардакова. 

Из разных селений, расположенных вдоль реки Чусовая, привезены другие здания: из деревни Антыбары – кузница, банька по-чёрному, сельская лавка, пожарное депо, из Мульково и Заречки – две крестьянских избы, из Махнутино – трапезная. В избе из деревни Заречка разместились гончарная мастерская и музей деревянной игрушки «Балаган». 

Крестьянская изба из Мульково – типичный для уральской деревни XIX века пятистенок с летней и зимней комнатами, соединенными сенями, и кухней. Сени выходят во внутренний двор, где хранится множество хозяйственной утвари – соха, зимние сани, пилы, снасти. При доме есть небольшое хозяйство – огород и пасека, содержатся гуси, кур и кролики. Все музеи наполнены подлинными предметами старины, найденными в ходе множества экспедиций по деревням Чусовского района. 

В построенной в 2003 году Свято-Георгиевской церкви находится иконостас, расписанный чусовским художником Валерием Чаплыгиным. Небольшая часовня Святого Николая построена в 2008 году – в память об уроженцах Чусового, погибших в военных действиях в Чечне в 1990-е годы. Осенью 2013 года в честь героически погибших воинов-чусовлян у обновлённой мемориальной экспозиции был зажжён Вечный огонь. 

При входе в парк, на берегу Архиповки, стоит памятник писателю Александру Грину. Вдоль главной улицы этнопарка установлены памятные знаки – меты чусовской истории: в честь похода Ермака в Сибирь, в память Василия Каменского, Олега Селянкина, Виктора Астафьева и многие другие. Писатель Виктор Астафьев был дружен с Леонардом Постниковым, не раз бывал у него в гостях. 

В октябре 2012 года был торжественно открыт памятный знак песне «Уральская рябинушка», с участием композитора Евгения Родыгина, сочинившего к ней музыку. 

В экспозиции, посвященной Чусовскому металлургическому заводу, противотанковые ежи, пушка времён Великой Отечественной войны и памятник Ленину, стоявший в советское время на территории завода. 

В отличие от музея, в этнопарке все экспонаты разрешается трогать руками. 

И дети, и взрослые любят поиграть в «Балагане», который представляет собой театр-музей игрушки. Туристы имеют возможность наблюдать процесс изготовления горшков из глины на гончарном круге. В мастерской хозяйничает художник-керамист Светлана Петровская. Желающие могут купить в магазинчике готовые изделия – крынку, горшок, подсвечник. В гончарной мастерской есть комната для детей из спортшколы «Огонёк», в свободное время они с удовольствием лепят из глины. 

В этнографический парк люди приезжают не только прикоснуться к истории Отечества. Чусовляне, гости из других городов выбираются сюда семьями и на отдых. Здесь можно ловить на удочку рыбу в речке или просто гулять по парку, наслаждаясь чистым воздухом и красотой природы.

Фото с официального сайта парка

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх