Барда

Барда, Тур

Село Барда расположено на р. Казмашка, бардымцы и сегодня помнят предание, как образовались эти названия: «В Барде есть речка Казмашка, это от слова «казым акты» –гуси уплыли. Одна женщина пошла на реку гусей мыть, а гуси-то уплыли. Вот она бежит и кричит: «Казым акты, бар да, бар да» (Гуси уплыли, все, все), вот и назвали речку Казмакты, а село – Барда». Поэтому не случайно, что гусь - символ Барды и Бардымского района. Он – не только символ чистоты, достатка и благополучия. В татарской и башкирской культуре гусь занимает особое место, гусь – главное обрядовое блюдо на свадьбе, и каждому гостю отламывая кусочек, подают его с особыми словами. Гусь напоминает нам о Барде и бардымских деревнях, в которых на небольших реках плавают гусиные стада, а по улицам разгуливают гусаки и гусыни со своим выводком. Гусь для бардымцев – символ движения времени, символ верности традициям своих предков. Гусь напоминает и о том старом предании, в котором именно благодаря гусям, как считают бардымцы, село получило свое название.

Аудио

Барда зиен
Бардымская соборная мечеть ул. Куйбышева, 2
Бассейн ул. Советская, 19B
Библиотека ул. Советская, 14
Дом культуры и музей. ул. Ленина, 39
Здание администрации. ул. Советская, 14
Здание новой гимназии
Комплекс зданий Бардымской центральной районной больницы
Мемориальный комплекс Площадь Победы
Памятник поэту Габдулле Тукаю
Первая гимназия ул. Советская, 19
Старейшая бардымская мечеть ул. Свердлова, 17а
Типография ул. Советская, 16

1. Барда зиен

2. Бардымская соборная мечеть ул. Куйбышева, 2

3. Бассейн ул. Советская, 19B

4. Библиотека ул. Советская, 14

5. Дом культуры и музей. ул. Ленина, 39

6. Здание администрации. ул. Советская, 14

7. Здание новой гимназии

8. Комплекс зданий Бардымской центральной районной больницы

9. Мемориальный комплекс Площадь Победы

10. Памятник поэту Габдулле Тукаю

11. Первая гимназия ул. Советская, 19

12. Старейшая бардымская мечеть ул. Свердлова, 17а

13. Типография ул. Советская, 16

1. Барда зиен

Барда зиен – традиционный праздник Тулвинского края своими корнями уходит вглубь веков и, как и много лет назад, до настоящего времени не утратил своего национального колорита и своеобразия. Как и сотни лет назад, во второй половине июня, Барда собирает на зиен жителей всей округи.

Люди устремляются сюда поучаствовать в состязаниях и отметить самый крупный по своему размаху праздник в году. Зиен сегодня - это праздник, знаменующий окончание весенних полевых работ, и вместе с сабантуем они обозначают важный период хозяйственного года. Сабантуй – это праздник, который проводится в каждой деревне, а зиен – праздник всего района, именно такой характер праздника подчеркивает и его название «зиен», что означает «съезд», «собрание».

«Был канун праздника. Разряженные толпы башкир – мужчин и женщин гуляли по улицам. Слышны были башкирские песни и звуки гармоник... С двух часов утра по улице Краснояра, с колокольчиками, с ухарским криком и свистом, с гармониками и скрипками, лихо понеслись тройки, пары и лошади в одиночку. Немного спустя потянулись толпы башкир и башкирок из соседних селений, с узлами под мышками: все это – гости жданные..И все утро ехали и ехали, шли и шли, и, казалось, конца не будет этой процессии. 

К девяти часам утра море голов колыхалось на зеленом лугу: тут и почтенные старцы, тут и молодежь, тут и дети и женщины. Нельзя сказать, что народу меньше 4 тысяч... Серебряные монисты башкирок блестели на солнце и мелодично позвякивали; из-под платков виднелись, расшитые серебром, головные уборы; отделанные позументами костюмы ярко выделялись среди других... Праздник в полном разгаре. 

Вот собрался тесный кружок: молодой башкир и башкирская девушка, попеременно выступая, под звуки гармоники лихо отплясывают свои танцы. Немного подальше – еще кружок. Дальше – еще и еще. Каждое селение выставляет своих танцовщиц и танцоров. Легко, грациозно, закрывши слегка одной рукой смуглое личико, другую уперши в бок, танцует башкирская девушка....

Толпа выстроилась вдоль дороги: мчатся верхом, на лихих башкирских конях, шесть наездников. Взвивается клубами пыль из-под копыт. Разгоряченные кони промчались шестиверстную дистанцию. Первым прискакал молодой башкир из Елпачихи. Он получает первый приз – полотенце; толпа бросает ему деньги. Он скромно улыбается. 

А вот большой-большой круг, исключительно мужчины: здесь происходит борьба. Два молоденьких башкирца и двое взрослых борются в середине круга. Вот маленькие напрягают все свои силенки и вдруг – один из них поборол другого, и оба лежат на траве. Взрослые борются долго, выбирая удачный момент, чтобы свалить соперника. Выходит молодой башкир и вызывает на борьбу из другой волости: это обычай. И каждая волость гордится своим силачом. Старый башкир, в зеленой тюбетейке, держит призы: платки и одно полотенце; полотенце выдают, с общего согласия, самому славному из борцов. Этот приз – гордость борца, а борец, получивший его,– гордость целой башкирской волости. Получивший полотенце повязывает его через плечо.

Кипят самовары, кипят на очагах котлы, и башкиры благодушно восседают за чаем под наскоро устроенными дощатыми навесами...» Традиционно праздник проходит в таком порядке: На майдане к началу праздника все стекаются перед главной сценой – начинается шествие. Длинной колонной, в национальных костюмах проходят жители всех деревень района. Кругом поют, танцуют, играют на гармошке. Сразу после открытия праздника начнется одно из главных состязаний джиена – конные скачки. Трудно представить себе Барда джиен без конных состязаний. Первый заезд – гладкие скачки для лошадей полукровных улучшенных пород из хозяйств. На третьем заезде – тяжеловозы со срочной доставкой груза. Более десяти запряженных телег проносятся мимо зрителей. Не менее важным атрибутом и неотъемлемым элементом праздника является национальная борьба на поясах – көрәш (кореш). Кульминационный момент состязаний награждение самого сильного борца - батыра (богатыря): победителю дарят барана. 

После конных скачек на майдане начинают работать множество площадок. Здесь и традиционные для сабантуя состязания – бой мешками, лазание по шесту, ходьба по наклонному шесту, бег в мешках, разбивание горшка и другие. Каждой поселение района на майдане Барда джиена открывает свою площадку и представляет свои села и деревни, свои особенности национальной культуры. Поэтому к празднику стараются приготовить для гостей самые вкусные блюда. На площадках проходят также выступления фольклорных коллективов. Кроме татар и башкир, – участниками праздника становятся непременно и гости из других районов многонационального Пермского края – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, чуваши и многие другие народы. 

В 2013 г. Барда джиен принимает Всероссийский сельский сабантуй, на майдане праздника Пермский край представит всю мозаику своих этнокультурных традиций, свои площадки откроют гости - Республика Татарстан, Республика Башкортостан.

Фото: Джамиль Вахитов

2. Бардымская соборная мечеть ул. Куйбышева, 2

Одним из значимых и памятных мест в селе Барда является Чугунная гора. С Чугунной горы открываются удивительные виды как на окрестное село Краснояр, на реки Барда и Тулва.

Много разных преданий связано с происхождением этого необычного названия. Кто-то объясняет его появление тем, что в этих местах добывали руду для Уинского и Шермейского заводов, другие говорят о том, что это название возникло в далекие времена, когда Тулвинское поречье еще только вошло в состав Московского государства. В селе Краснояр о происхождении названия горы сохранилось такое предание: «Царь Чердыни отправил войска на Барду. Когда они дошли до горы в Барде, где сейчас больница стоит, Чугунная гора, там возникла граница из света, и они не смогли пройти. Тогда они отправили гонца к царю, что не могут пройти. И царь сказал, что нужно заключить мир. Мир заключили, а на той горе поставили чугунный крест, поэтому и гору назвали Чугунной». Стоял ли когда-нибудь на Чугунной горе крест никто уже не помнит, однако название дожило до настоящего времени. 

Именно Чугунная гора выбрана местом для строительства Бардымской соборной мечети, призванной стать архитектурным центром ландшафта, вид на гору с мечетью открывается далеко до подъезда к селу. 12 сентября 2009 г. стало важным событием в жизни села. Именно в этот день состоялось открытие новой Соборной мечети села, ставшей вторым по значимости и масштабу культовым мусульманским зданием Пермского края. Бардымская мечеть призвана стать духовным центром мусульман района. В мечети не только проходит пятничный намаз, по выходным и воскресным дням работает школа по изучению основ ислама, арабского языка. При мечети проводятся районные конкурсы чтецов Корана, работает библиотека. К настоящему времени – Бардымская соборная мечеть – самая большая сельская мечеть Прикамья. С Чугунной горы открывается прекрасный вид на долину реки Тулва – главной реки Бардымского района. И хотя Тулва начинает свой путь у д. Сосновка Уинского района, а впадает в Каму в Осинском районе, большая часть из 141 км протяженности реки находится в Бардымском районе. Поэтому бырдымцы считают ее своей, а свой край называют Притулвинским. Река Тулва – равнинная река с небыстрым, размеренным течением. Ученые до сих пор спорят и гадают, откуда пошло название реки Тулва. Часть «ва» указывает на коми-пермяцкое «вода», на «ва» заканчиваются значительное число названий рек Пермского края. А вот «Тул» можно перевести по-разному либо с коми-пермяцкого как «гвоздь», «клин», либо с мансийского «туль» - туман, либо с татарского «тулы» - полный. 

По-татарски Тулву называют Тол, в исторических документах встречается и другое название - Толбуй. Предания рассказывают о происхождении этого названия: «Самое старое поселение в верховьях Тулвы – деревня Танып, в древности сюда переселился один человек, Гайнетдин, он построил дом. Потом, через некоторое время пришёл его младший брат и поселился ниже по течению реки, где деревня Ишимово. А потом он увидел, что по реке плывут щепки, и нашёл своего старшего брата. А Тулва назвали потому, что младший брат утонул, и жена сказала, что вот ты мне такое горе принесла, пусть твоё имя будет «Тол» – вдова». 

Бардымская земля – земля легенд и преданий. На противоположном берегу Тулвы раскинулись поросшие лесом холмы Тулвинской возвышенности. По преданиям в прошлом на семи холмах жили семь сигнальщиков – газизов. Когда-то они охраняли тулвинские земли от неприятеля, зажигая костры на горах. Сегодня они почитаются как местные святые. И бардымцы верят, что и сегодня газизы берегут родную землю: «Один из семи газизов живет у деревни Султанай, и зовут его Султангазиз. Второй живет у истока р.Тулва, зовут его Саитсалим. Третий живет на горе Оек тау, зовут его Султанахмет. Четвертый живет на горе Зермия, зовут его Султангали. Пятый живет на горе Боза, и зовут его Минлемагасум. Шестой живет у села Краснояр, зовут ХэсэнШаех. Седьмой живет на Урал тау, зовут его Муратхаджи. Они поддерживают связь друг с другом. В прежние времена при нападении неприятеля, они зажигали на горе сигнальные огни и передавали весть о нападении». 

С Чугунной горы открывается вид на старинное село Краснояр. Населенных пунктов с таким названием два, сегодня они известны как Краснояр Первый и Краснояр Второй. Расположились они на противоположных берегах реки Тулва. Краснояр – одно из старинных поселений района, первые письменные свидетельства о поселении с таким названием относятся к 1630–1631 гг. В прошлом Краснояр – центр Бардымской волости Осинского уезда, в 1912 г. в селе построены здания волостного правления и земской школы красного кирпича, сохранившиеся и сегодня в селе. Волостное правление помнит многие события неспокойного ХХ в. Именно здесь в 1924 г. было принято решение и провозглашено создание Бардымского района. 

В окрестностях села Барда и села Барда располагается немало археологических памятников. Всего же на территории археологами к настоящему времени выявлено более 60 памятников археологии. 

В окрестностях Чугунной горы, на противоположном берегу Тулвы, располагаются одни из красивейших природных мест Бардымского района - Красноярская гора, возле села Краснояр Второй. Высота Красноярской горы достигает 270 м. Красноярская гора - уникальный фрагмент восточно-европейской лесостепи. Это целый лесостепной комплекс, с участками кустарниковой и травянистой степи. Здесь можно встретить степные и лесостепные травы: подорожник степной, тимофеевку степную, душицу обыкновенную, землянику зеленую, веронику колосистую, лапчатку серебристую, астру ромашковую, полынь горькую. 

Другой, не менее интересный памятник природы – Бардымская вишневая гора, высотой 193,4 м., в пяти километрах от районного центра. И хотя на вишневой горе можно встретить сосны, осины, березу, изюминкой горы является вишня степная нескольких разновидностей, произрастающая на южных склонах холмов, оврагов и по берегам рек. В редкие годы можно увидеть немногочисленные плоды на степной вишне, однако, как отмечают местные жители, они имеют прекрасный вкус.

3. Бассейн ул. Советская, 19B

В трехэтажном здании разместились два бассейна: 25-метровый на 6 дорожек и детский.

Также в спорткомплексе будут открыты секции по вольной борьбе, национальной татаро-башкирской борьбе куреш, баскетболу и волейболу. Формат спорткомплекса позволит проводить межрайонные соревнования по различным видам спорта.

Фото: Юлия Искандарова

4. Библиотека ул. Советская, 14

Во время гражданской войны, в 1918 году, в Бардымской волости по решению Осинского мусульманского комиссариата открываются три избы-читальни.

Одна из изб-читален была в Барде, но вскоре закрылась из-за захвата Бардымской волости белогвардейцами. В 1930 году было построено двухэтажное деревянное здание Дома культуры, (на месте нынешней администрации), где и разместилась библиотека. 

В 2006 году в здании Центральной библиотеки был открыт музей, посвященный Габдулле Тукаю. В 2013 г. перед зданием администрации в парке отдыха установлен бюст известному татарскому поэту Габдулле Тукаю. Появление памятника не случайно, бардымцы знают, что дед великого поэта Зиннатула Амиров – уроженец с. Барда, учился в медресе деревни Султанай Бардымского района.

Фото: Юлия Искандарова

5. Дом культуры и музей. ул. Ленина, 39

В центре села расположен Бардымский районный центр культуры и досуга (ул. Ленина, 39)

Здание центра было построено и приняло первых гостей в 1985 г. Именно здесь проходят фестивали и праздники национальных культур, на сцене Центра можно услышать выступления аутентичных фольклорных коллективов и современных эстрадных исполнителей. Центр культуры и досуга главная площадка многих праздников. 

Культурную жизнь Барды невозможно представить без народного театра – одного из старейших сельских и национальных театров Пермского края. Первое выступление театра состоялось в 1918 г., сегодня театр имеет уже более чем 90-летнюю историю. В 1966 г. театру было присвоено звание «Народный», а в 1994 г. – «Образцовый». Спектакли театра видели не только жители Бардымского района и Пермского края, его гастроли неоднократно проходили в Татарстане и Башкортостане. 

В стенах Бардымского центра культуры и досуга расположился и Бардымский районный краеведческий музей, который ведет свое начало с 1974 г. Бардымский музей занимает особое место в музейном сообществе Пермского края, это единственный районный музей, которых достаточно полно представляет культуру тюркского населения края – татар и башкир. В основной экспозиции вы можете познакомиться с традиционной культурой тулвинских татар и башкир. Обратите внимание на праздничные полотенца тастымалы – богато орнаментированные узорным ткачеством. Полотенца удивляют не только разнообразием орнаментальных мотивов и техник исполнения, но и многоцветием красок, цветовым колоритом. Контрастностью в использовании цвета – одна из типичных черт декоративно-прикладного искусства татар и башкир. Коллекция тастымалов и других предметов узорного ткачества – одна из гордостей Бардымского музея. 

Интерьерный уголок позволяет себе представить быт татар и башкир в начале ХХ в.: большие нары – сике, расположившиеся в переднем углу, занавеси чаршау, отделяющие отдельные функциональные части избы, подушки в вышитых наволочках, утварь и посуда создают неповторимую атмосферу татарского и башкирского дома. В музейной экспозиции нашли свое место также орудия труда, предметы бондарной работы, традиционного костюма. 

В настоящее время традиционную культуру народов Тулвинского поречья раскрывают и материалы выставки фотографий, выполненных в тулвинских деревнях в начале ХХ в. известным ученым-этнографом С.И. Руденко, предоставленным для экспонирования Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург). Посетители внимательно вглядываются в портреты (оставшиеся, к сожалению не аннотированными), так как на них – прабабушки и прадедушки современных жителей Бардымского района.

Фото с официального сайта дворца

6. Здание администрации. ул. Советская, 14

Село Барда – современный центр Бардымского муниципального района – одной из самых больших сельских поселений Пермского края.

Первые письменные свидетельства о деревне Барда относятся к переписным книгам 1630–1631 гг., в которых упомянуты деревни Барда и соседняя с ней деревня Краснояр. Барда всегда была крупным селом всей округи, в 1834 году в ней уже проживало более 1 тыс. человек. При образовании в середине ХIХ в. Бардымской волости в составе Осинского уезда волостным центром стала соседняя деревня Краснояр. Однако она и тогда делила свои функции центра с соседней Бардой. Так, по сведениям 1908 г., в деревне Краснояр находилось волостное правление, земская станция и школа. Однако в соседней деревне Барда находился фельдшерский пункт, проходили еженедельные базары по средам, и две ежегодные однодневные ярмарки. С 27 февраля 1924 г. начинается и история образования современного Бардымского района: в этот день Президиум Уралоблисполкома утвердил образование Красноярского района Сарапульского округа Уральской области с районным центром в с. Краснояр. С октября 1924 г. районным центром становится с. Барда. Решением президиума Уралоблисполкома от 30—31 декабря 1925 г. район был переименован в Бардымский. Сегодня Бардымский муниципальный район — это 12 сельских поселений, 63 населенных пункта. По переписи 2010 г. на территории Бардымского района проживает 25 538 человек.
Сегодня Барда – крупный административный и экономический центр Прикамья, с населением около 9 тыс. человек. Сердцем Барды можно считать улицу Советская с расположенным на ней зданием администрации Бардымского муниципального района, в стенах которого работает исполнительная и законодательная власть Бардымского района.

7. Здание новой гимназии

В настоящее время построено новое здание гимназии в микрорайоне «Юбилейный» для Бардымской национальной гимназии № 1.

Строительство новой школы в Барде на 400 мест велось с сентября 2007 года. Новая школа состоит из двух «крыльев» в два и три этажа, соединенных теплым переходом. Здесь есть просторный спортзал, столовая, в классных комнатах установили современное оборудование. Также ведется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном.

Гимназию по праву можно назвать инновационной школой. На 2012-14 годы гимназия стала участником экспериментально-исследовательской работы в рамках программы фундаментального научного исследования «Интегральная индивидуальность школьника и ее развитие на разных ступенях образования в современных социокультурных условиях», ведется экспериментальная работа по профессиональному самоопределению «Мой выбор». 

Разработан и реализуется международный российско-германский проект: «Мусульманская культура в Германии и России». Школьники посещали учреждения религии и культуры обеих стран, на семинарах и круглых столах обсуждали проблемы сохранения мусульманской культуры. Это способствовало введению в учебный план с 5 по 9 классы второго иностранного языка – немецкого. Также в формате спецкурса учащимся предоставляется возможность изучения французского языка.

На базе гимназии для учащихся района организованы «бизнес-классы» в рамках  соответствующего регионального проекта, где гимназисты успешно разрабатывают и реализуют свои бизнес-планы. На базе школы работает уникальный этнографический музей. Он является не просто хранилищем предметов старины, он ведет большую разностороннюю собирательскую, просветительскую, исследовательскую работу. Музей поделен на несколько частей, центральную часть которого представляет интерьер старинного дома гайнинского народа. Дом, в свою очередь, поделен на четыре зоны: печь, передняя, спальная зона и женская половина.

Значительное место в музее занимают тастымалы (полотенца). Здесь выставлен большой набор бардымского тастымала разных лет, каждый из которых имеет свою историю. Рядом с тастымалами свое законное место занимает ткацкий станок, на котором лет сто назад ткали не только тастымал, но и паласы.

Еще один атрибут гайнинца – тюбетейка. В музее представлена целая выставка, где показана эволюция бардымской тюбетейки: от самой простой, на которой нет даже орнамента, до современной – с изящным узором, вышитым бисером. Все познается в сравнении: рядом расположены тюбетейки из Туркмении, Казани, Таджикистана, Казахстана и соседних районов….  Музей богат и другими экспонатами, которые заслуживают отдельного внимания.

Фото: Юлия Искандарова

8. Комплекс зданий Бардымской центральной районной больницы

На Чугунной горе сегодня расположился комплекс зданий Бардымской центральной районной больницы (ул. Ленина, 21).

Среди них особо выделяются здания красного кирпича, построенные в начале ХХ в. для земской больницы: главное здание земской больницы, здание амбулатории и дом врача. В 1912 г. больница имела стационар на 8 коек, в ней работал один врач и при больнице была небольшая аптека. 

Почти сто лет здания, возведенные земством, служат своему прямому назначению. Около 30 лет главным врачом больницы работала Герой социалистического труда Антонина Павловна Курочкина, чье имя и присвоено Бардымской районной центральной больнице. Именем А.П.Курочкиной названа и улица в с. Барда.

9. Мемориальный комплекс Площадь Победы

Недалеко от Дома культуры расположилась и одна из центральных площадей села – площадь Победы.

На площади к 30-летию победы в Великой отечественной войне была возведена стела. В 2009 г. рядом со стелой установлены плиты с именами всех погибших на войне земляков-бардымцев. Более 7 тысяч жителей района ушли на войну, более 4 тысяч остались на полях сражений. Здесь же с советских времен стоит памятник В.И. Ленину, непременный атрибут всех центральных площадей городов, больших сел и поселков Советского Союза.

Фото: Факия Исмакаева

10. Памятник поэту Габдулле Тукаю

В 2013 г. перед зданием администрации в парке отдыха установлен бюст известному татарскому поэту Г. Тукаю.

Появление памятника не случайно, бардымцы знают, что дед великого поэта Зиннатула Амиров – уроженец с. Барда, учился в медресе д. Султанай Бардымского района. В 2006 году в здании Центральной библиотеки был открыт музей, посвященный Г.Тукаю.

11. Первая гимназия ул. Советская, 19

Напротив административного здания находится Бардымская гимназия (ул. Советская, 19) — первая и единственная сельская гимназия в Пермском крае.

Бардымская гимназия ведет свою историю с 1993—1994 гг., когда постановлением администрации средняя школа № 1 была преобразована в экспериментальную площадку для создания гимназии. В гимназии реализуется национально-региональный компонент, а система общего образования повышенного уровня строится в условиях двуязычия. Преподавание в гимназии ведется на русском и татарском языках.

12. Старейшая бардымская мечеть ул. Свердлова, 17а

На окраине Барды располагается еще одна мечеть – старейшее мусульманское культовое здание на территории района.

До строительства новой мечети в Барде эта мечеть выполняла функцию центральной. Мечеть была возведена в с. Барда в начале 1990-х., за счет перевоза здания старой мечети 1905 г. постройки из деревни Старый Чад Бардымского района.

13. Типография ул. Советская, 16

Деревянное здание на улице Советской построено в первой половине XX века и относится к числу старейших в селе Барда.

В этом здании на первом этаже располагалась типография, а на втором - редакция газеты «Таң» («Рассвет») до 1986 года. Здесь выходят районные газеты: «Рассвет» (с 1933 г., ранее «Ударник», «Колхозный путь»; на русском языке) и «Тан» (с 1931 г., ранее «Колхоз юлы»; на татарском языке). Газеты на разных языках (татарском и русском) выходили до 1952 года, когда по решению компартии было принято решение объединить обе газеты в одну. С 1965 года газета выходит под названием «Таң» (Рассвет). Бардымская районная газета была учреждена 15 августа 1931 года и за долгие годы работы добилась больших успехов в областных и республиканских конкурсах.

Расскажи друзьям:

Интерактивная карта Онлайн консультант Наверх